Платность дорог не решает проблему…

Позвонила девушка с какого-то радио, спросила, не против ли я поучаствовать в радиодебатах на тему подписанного главным блоггером Федерального закона о платных дорогах. Сказал, что готов, но позиция у меня четкая — я против платных дорог и всю аргументацию гораздо четче может выстроить Михаил Яковлевич Блинкин (http://lenta.ru/conf/blinkin/). В этом вопросе я ему в рот смотрю. Девушка извинилась — эту позицию в ходе передачи будет защищать юрист Ольшанский. Удачи ему…

Однако в блоге не высказаться я не могу.

В принятом законе нет ни слова о том, что дорога может быть платной при наличии альтернативной, ни звука о механизме общественного контроля за деятельностью Автодора и расходованием его бюджета. Вообще, о конкурсности и тому подобных наивных вещах.

В основе мифа о спасении дорожной ситуации через введение платности дорог лежит представление о том, что на деньги, собранные с проезжающих можно строить (или хотя бы поддерживать в нормальном состоянии уже построенные) дороги. Это принципиально не так.

Деньги, теоретически предназначенные для решения этой проблемы, уже берутся с нас в два потока — налог с автовладельцев и акциз в цене бензина (он весьма нехилый и вместе с НДПИ составляет больше половины стоимости). Беда не в том, что этих денег мало, а в том, что их сбор и расходование непрозрачны — собираются в общий бюджет и потом из него же отчасти и выделяются (сильно пересыхая по дороге — мясорубка потребляет существенную часть мяса). Строительство и эксплуатация дорог — деньги очень трудноподъемные и вопрос в том, чтобы законодательно определить, как выделять их необходимом объеме из бюджетов.

Введение третьего сборщика податей — государственной компании Автодор, подразумевает такую же непрозрачность. Глупо надеяться на рыночную эффективность и прозрачность операций госкомпании. Выгода данной схемы для регионов лишь в том, что деньги, собранные на километрах трасс будут с большей вероятностью оставаться в тех же регионах.

В инете обсуждается только потенциальная величина тарифа за проезд километра по потенциально платным дорогам. Позвольте, а нафига я плачу безумные акцизы на бензин и дорожный налог? Этот вопрос как-то не обсуждается, был даже разговор (с подачи Минпромторга) об увеличении в зависимости от экологического вреда моего автомобиля.

Веревку, как, с собой приносить, или на месте выдавать будут?…