Скорость движения и жизнь. В населенном пункте

Сегодня столь модная нынче тема — о скорости и ее ограничениях в населенных пунктах и на трассе. Многочисленные обсуждения вызваны обещанием нормотворцев слегка смягчить скоростной режим — не жестко наказывать при небольшом превышении (фактически узаконив его), взамен существенно ужесточить наказания за существенные превышения. Есть еще пункт о 130 км/ч, но это уже абстракция, т.к. право устанавливать этот режим доверено владельцам дорог. Следовательно — это воспоминания о будущих частных платных автобанах.

Несколько слов о скоростных режимах.

Безопасная для окружающих скорость передвижения по населенному городу, где пешеход в любую минуту может оказаться на проезжей части — 30-50 км/ч. таков скоростной режим в европейских населенных пунктах. 60-80 км/ч — это уже криминально опасная скорость. Другое дело, что такие территории — это не дороги, а фактически междомовые проезды (по российским правилам скоростной режим там был и остается — до 20 км/ч).

Более высокой скорость может быть лишь на глухо изолированных от пешеходах трассах (типа МКАД, или ТТК в Москве, КАД в Питере). Т.н. дорожная сеть другого уровня.

Проблема наших мегаполисов в том, что такие изолированные трассы практически отсутствуют. Сейчас не будем обсуждать низкую «связность» городской дорожной сети (а именно она влияет на скорость передвижения в городе.

Несколько фактов о скорости движения автомобиля из дайджеста (ссылки ниже) с портала «Трансспот» (дороги и транспорт), которые мне представляются заслуживающими внимания:

  1. Скорость и смерть. Вероятность гибели пешехода при скорости выше 50 км/ч и выше практически стопроцентна, высокая вероятность остаться в живых — до 30 км/ч.

Вероятность смерти пешехода в зависимости от скорости автомобиля

2. Тормозной путь зависит от того, когда водитель заметит опасность, как быстро он среагирует и сколько времени потребуется на замедление

С увеличением скорости сужается угол обзора. Быстро едущий автомобиль (или мотоцикл) — фактически танк с амбразурами с т.зрения обзорности.

Обзор водителя при увеличении скорости движения

Тормозной путь в зависимости от скорости движения

3. Оказывается, на величину рисков сильно влияет неоднородность скорости движения. Это хорошо знают опытные мотоциклисты, маневрирующие в потоке. Одно из правил безопасного пилотирования говорит о том, что скорость мотоцикла не должна отличаться от скорости потока более, чем на 30 км/ч. Светофоры и ограничения скорости выравнивают скорость транспортного потока.

4. Технические и функциональные риски начинают резко возрастать на скорости больше 70 км/ч.

5. Время попажи в один и тот же пункт (транспортная скорость) при движении по сложным городским маршрутам практически не зависит от скорости движения (в то время, как безопасность зависит очень сильно)

6. Пропускная способность городских магистралей максимальна при скорости транспортного потока в интервале 60-80 км/ч.

Есть и другие аспекты (экология, расход топлива, шум, ets…), см. по ссылкам ниже

  • http://transspot.ru/2013/02/24/skorost-avtomobilya-i-bezopasnost-chast-1/
  • http://transspot.ru/2013/03/05/skorost-avtomobilya-i-okruzhayushhaya-sreda-chast-2/
  • http://transspot.ru/2013/04/03/skorost-avtomobilya-prochie-effekty-chast-3/