Закон. Полиция не будет производить безопасность…

Вчера, 15 сентября, истек срок «обсуждения» и подачи на сайт предложений для внесения изменений в «Закон о полиции» (Опубликовано 7 августа 2010 г. http://www.rg.ru/2010/08/07/politsia-proekt-dok.html).

Закон интересен в нескольких аспектах. Первое — это вторая заглушка общественного мнения после распоряжения Зицпрезидента о чудовищном (аж на 20% за два года) сокращении штата МВД, вместо реформы.

Имеет смысл пролистать документ (у меня получилось около 70 страниц текста 12м кеглем), чтобы самостоятельно сделать вывод о справедливости того, что пишут про него политкомментаторы. Единственный, кого закон полностью устроил — Михаил Барщевский. Но этот хмырь известен еще и тем, что защищает носителей мигалок (каким-то образом и сам будучи включен в число мигалконосцев).

Насчет того, что Закон превращает страну в концлагерь и полицейское государство, тоже бред. Закон ничего не прибавляет и не убавляет в том, что есть. Возможно, он просто устаканивает то, что уже и по факту есть вокруг нас и устраивает большинство «согласного» населения. Например, то, что полицаи не считают нужным объяснять, или защищать интересы граждан (в случае, если сочтут «невозможным», либо «неуместным»), могут входить и вламываться куда им приспичит и изымать все, что сочтут для себя нужным. Это теперь есть в новом законе.

Кроме «неуместности» в Законе есть еще несколько перлов, но самый одиозный — о том, что «требования» полицая считаются законными и обязательными к исполнению, пока не будет доказано обратное (обращайтесь и ждите судебного решения): «Требования сотрудника полиции… и предпринимаемые им действия считаются законными… пока в преду смотренном законом порядке не будет установлено иное…» п.2 ст. 32.

Закон закрепляет в качестве одного из видов деятельности — охрану за деньги, т.е. не тех, кого велит охранять закон, а тех кто больше заплатит.

Забавным мне показались пожизненные звания, предполагаемые полицейским проектом закона.

Мне бросились в глаза три вещи, причем не могу сказать, что мерзее — огромное количество отсылочных норм (ссылок на несуществующие или неопределенные законодательные нормы). Это значит, что закон — полуфабрикат и во многом будет определяться этими непонятными и неизвестными нормами. Кстати, физически прочитать и знать такое количество норм, какое есть в этих ссылках, практически невозможно.

Второе — постоянно упоминается некий «федеральный орган», которого пока в природе нет. Т.е. подразумевается некая системная метаморфоза, которая явно не указана ни в преамбуле, ни в сопровождающих текстах. Во всяком случае, действия «полиции» выводятся из-под прокурорского надзора.

Третье — системообразующие полномочия по организации работы полиции в тексте многократно переданы президенту. Т.е. полиция в соответствии с документом нарочито становится силовой структурой, в значительной степени подконтрольной президенту.

Довольно смешно (если бы это не было настолько серьезно) говорится об общественном контроле: «старается», по возможности,…Короче, это не орган, предоставляющий обществу услугу безопасности, а, как и прежде, орган силовой — «карающий меч революции» и можно только догадываться, кто предполагает этим мечом помахивать .

Кроме шуток, понравилось весьма детальное прописание стимулов и льгот (множество страниц, причем, в отличие от остального текста, не отсылочные нормы, а прописанные конкретные льготы: оплата, возмещение, жилье, здравоохранение — раздел 8, параграфы 45-48). Во всяком случае, меньше будет поводов жаловаться о всемипокинутости несчастных сотрудников.

IMHO, в тексте отсутствует главное, что оправдывало бы одиозный ребрендинг ведомства — констатация того, что этот институт требует коренной перестройки из карательного органа с неясными механизмами контроля и подчинения в сервисную службу по предоставлению гражданскому обществу такой услуги, как «безопасность». Причем, как «безопасность» вполне привязанное к территории понятие, так и предоставление этой услуги должно быть контролируемо территорией, т.е. выборной местной властью. Т.е., ведомство будет существовать на наши деньги (за счет федерального бюджета), но нами контролироваться не будет.

Многие из этих моментов тронули не меня одного, но я сильно сомневаюсь, что нас ждет сколько-нибудь серьезная процедура обсуждения и исправления документа. Я так понимаю, что Зицпрезидент свое слово уже сказал…

Материалы в тему:

  • http://honekker.livejournal.com/237781.html
  • http://www.newsland.ru/News/Detail/id/556673/cat/94
  • http://www.forbes.ru/ekonomika-slideshow/vlast/54268-6-samyh-vazhnyh-statei-novogo-zakona-o-politsii