Рейтинг вменяемости PR служб в глазах автоблогеров (автоблоггеров)

«…готовность идти на контакт с блоггером, готовность к реальному сотрудничеству, опыт сотрудничества, понимание пиарщиками медийных механизмов и структуры информационного поля…» — нет, сынок, это фантастика (с) (эпиграф от [ЖЖ semiurg])

Как ни странно, блоггеры рассказали немало хорошего об опыте сотрудничества с брендами. Самые страшные рассказки-невменяшки присылали в личку. Эти «баллы» я тоже учел. Список буду еще несколько дней  дополнять и через несколько месяцев постараюсь повторить опрос. Принимаю предложения на названия приза.

Первая группа брендов, шестеро лидеров — четыре бренда производителей и два дилера (Рольф и ИРИТО). Те, кого коллеги-блоггеры несколько раз упомянули в качестве образцов умной политики сотрудничества:

  • Ауди пока безусловный лидер зрительских симпатий. У меня, сами знаете, очень положительный опыт сотрудничества с Audi, но это пиар-служба. А кто-нибудь из блоггеров когда-нибудь сталкивался с их менеджером по работе с соцсетями (там и такая должность есть)?
  • Рольф странно, что Рольф – Мария Заикина, есть, а про Атлант М никто не упомянул, хотя и там много средств тратится на покорение блогосферы
  • Skoda
  • Тойота/Лексус,
  • Mazda у меня сложилось впечатление, что у Мазды великолепный пиарщик (Мария Магуайр) и принципиальная позиция зарубежного менеджмента – стараться не связываться с блогосферой. Может, я отстаю от жизни и там все уже изменилось? Кто-нибудь еще может подтвердить, что у Мазды есть вменяемая политика работы с блогосферой?
  • ИРИТО (Great Wall)

Вторая часть списка (дюжина игроков) – те, кого упомянули хотя бы раз, и с кем ни у кого не связано воспоминаний о подставах:

  • Chevrolet
  • General Motors
  • Sollers
  • BMW
  • Субару
  • КИА
  • Хонда
  • SEAT
  • Mercedes
  • УАЗ
  • ГАЗ
  • Land Rover с ним очень странная ситуация. Похоже на то, что обжегшись на истории с Темой Лебедевым и его Мумусиком, маркетинг компании получил прививку и несколько лет спустя серьезно занялся блогосферой. В 2010м LR сам предложил тест-драйв блоггерам. Его организовывало подрядное пиар-агентство и сотрудничеством с ним я был вполне удовлетворен (странно, что никто из блоггеров об этом не помянул). Однако, тогда же пытался связаться с пиарщиками самого бренда (тогда там работала Юлия Мальина) – глухое молчание было мне ответом. В 2011м LR раскручивал несколько ресурсов в ЖЖ и ФБ. Весной 2012го бренд организовал еще одно мероприятие в инете – фотоконкурс. Параллельно с этим Ягуар тоже реализовывал долгосрочный ивент в блогосфере (странно, что и об этом никто из многих участвовавших блоггеров ни словом не обмолвился).

Дальше следуют несколько брендов для внимательного рассмотрения. Буду исключительно благодарен, если кто-то раскроет мне глаза, рассказывая о них еще и еще (лучше, конечно, хорошее). Это те, о которых мнения разделились

  • Фольксваген одно отрицательное мнение, два положительных. Здесь как нигде существенно то, что об этом бренде составляют мнение по работе множества подрядных агентств и акций. Я, например, очень благодарен за организацию тест-драйва Полуседана и экскурсию на завод в Калуге. Поэтому я проголосовал – за VW

  • Сузуки «регулярно проводят опросы по своей пресс-службе», у меня странное отношение к бренду. Машину в тест-драйв взять удалось, но лишь после того, как я связался с топ-менеджментом и сообщил о том, что их пиарщики сливают бренд, никак не реагируя на мои старания с ними связаться. Насколько я понимаю, команда пиарщиков там после этого уже сменилась.
  • Ситроен Пока тоже боевая ничья. «…оперативно помогли с организацией интервью с пилотом заводской комады по ралли (дело рук пиарщиков заводской команды из Франции: попытка связаться через телефон горячей линии российского представительства перед аналогичным мероприятием в 2011 не удалась. Никто ничего не знал и никаких координат пиар-службы давать мне не хотел)». Т.е. бренд и западный менеджмент хорошие, а вот росиийские пиарщики «странные».

Черный список. Только отрицательные отзывы получила практика пиара Пежо и Volvo:

  • Пежо Два месяца не мог связаться ни с одним из двух сотрудников пиар-службы. Во-первых, у них общая с Ситроен телефонная служба и не позавидую тому, кто попробует сквозь нее продираться. Сколько минут в режиме ожидания ответа живого человека я провел за два месяца, пером не описать. Я наизусть выучил, как их робот меня любит. Общение с живыми пиарщиками Пежо меня тоже не вдохновило – они очень рады Вас слышать, но договориться с ними ни о чем невозможно (в принципе, именно так себя ведут большинство пиарщиков). Фамилии пиарщиков нужно в студию?
  •  Volvo пока категорически отрицательное мнение лично у меня сложилось лишь про пиарщиков великого китайского бренда шведского происхождения. Причем, обычно хорошее/плохое мнение – следствие того, дали, или не дали машину в тест-драйв. Мне не нужна была машина, я хотел совершенно альтруистического сотрудничества (бренд Volvo люблю по жизни). Сливали меня долго и возили мордой по столу с наслаждением. Насколько я понимаю, в те времена (я полгода пытался найти точки сотрудничества с брендом) ответственным за это был Антон Свекольников. Вполне известный в мире пиарщиков персонаж.

С рейтингом на первый раз закончили.

Пока обобщал мнения, столкнулся с рядом проблем, требующих отдельного рассмотрения:

  1. говорить о вменяемости какой-то службы какого-то бренда, импортера или дилера не совсем корректно. Всегда речь идет о конкретном человеке в этой службе. Уходит он в другую компанию — и на следующий день адекватности как не бывало. «Все зависит от личных связей и только, поменялся человек в представительстве и пиши пропало». Например, отмечен, как потеря уход Анастасии Чугуевской из Лифана
  2. Схемы организации работы в сетях: «работу с блогерами «сливают» на агентства, по факту расклад идёт такой: агентства раскручивают представительство на бабки, находят блогера, которому зачастую вообще денег не обещают, в лучшем случае бартер — товар за пост. Причём самому представительству это преподносят, что мол «блогер запросил такую большую сумму». Итого деньги остаются у агенства, а блогера и представительство развели».
  3. У сотруднико пиар-служб как правило, нет нормального маркетингового образования. В своем большинстве это журналисты, филологи, психологи и прочие копирайтеры. «…я пишу в компанию Икс и говорю, вот смотрите мой блог, вот моё автомобильное портфолио (с 2009 года, уже несколько десятков и обзоров и собственных экспедиций), вот статистика под 100к уников ежемесячно, мне нужна машина на тест драйв на столько-то дней, взамен вы получаете статью. А меня игнорируют обычно, либо начинают отмазки лепить, ой у нас то, у нас сё. А как дать машину АВТОМОБИЛЬНОМУ интернет-журналу у которого дай бог 500 посетителей в день, или их же журналиста в пресс-тур позвать? Да это они могут. Вот издания типа carscope.ru, autotechnic.su и иже с ними. Я честно не понимаю каким местом думают пиарщики. Ладно б у меня блог был про вышивку крестиком, и я тут машину прошу внезапно.»…
  4. У региональных журналистов совершенно другие проблемы, как и у региональных блоггеров совершенно иные возможности. Но почти ни с кем из региональных блоггеров пообщаться не удалось. «с региональными журналистами в пиар-службах автомобильных брендов работают совсем не те люди, что с федеральными. Кроме того, пиар-контакты из регионов как правило (да почти в 100% случаев) идут через региональных дилеров. Поэтому мои впечатления от их работы достаточно специфичны и никому кроме меня не интересны :) … А региональные блогеры вообще нахрен никому не нужны :) Никто мне не даст ауди и лейку, чтобы я прокатился куда-нибудь. :) Тут на пару дней тест-драйва зубами машину выгрызаешь… :)))»

Оставляю это в тылу.

И еще одно: на мою просьбу откликнуться и поделиться своим мнением относительно пиар-служб откликнулись только в ЖЖ. И в ФБ и во ВК и в Твиттере – тишина. Это может быть интересным для тех, кто изучает особенности коммуникаций в этих средах.

Upd: похоже, придется вносить с черный список Jeep, если не будет сигналов об адекватном поведении пиарщиков для разрешения ситуации (http://alexey-mochalov.livejournal.com/98097.html), хотя, наверное, здесь должен фигурировать весь Chrysler.