Как бизнесу выживать в кризисе

Осенью 2004 года Гильдия Маркетологов в рамках традиционного дискуссионного клуба провела ряд дискуссий на тему «За год до кризиса». Тогда с интересом участвовал в обсуждении и сохранил некоторые записи по поводу обсуждаемого.

В 2005 году провел в порядке эксперимента ряд мозговых штурмов в компаниях СНГ разного прифиля на тему: Как компании подготовиться к кризису, и что делать, когда он уже грянул. Здесь привожу краткие выжимки результатов обсуждения. Вопрос звучал так: Какие действия компании можно считать целесообразными при подготовке к системному экономическому кризису и в условиях кризиса?

До кризиса:

  1. Регулярный анализ структуры капитала (выявление стареющих элементов)
  2. Процедуры обновления капитала (основных составляющих бизнеса)
  3. Анализ возможных причин кризиса
  4. Поиск и подготовка кадров для быстрой замены в условиях кризиса (кризисных управляющих)
  5. Анализ структуры затрат, план быстрого сокращения
  6. Анализ структуры Бизнес-процессов
  7. Формирование страт. резервов активов (основных составляющих бизнеса)
  8. Иметь резерв — земля, недвижимость, интеллектуальная собственность
  9. Создание резервов в банках и валютах стран, преодолевших кризис (имеющих повышательный тренд экономического развития)
  10. Анализ и пересмотр структуры организации
  11. Программа реструктуризации бизнеса

В ходе кризиса (элементы антикризисной программы):

  • Анализ портфеля проектов и программа их кризисной реструктуризации
  • Изменение и пересмотр политики реализации и продаж
  • Анализ возможности снижения цен
  • Смена поставщиков с целью снижения цен (разработка и перезаключение стратегических соглашений)
  • Поиск альтернативных рынков сбыта
  • Поиск альтернативных (дешевых) каналов сбыта
  • Изменение (корректировка) целевой аудитории
  • Изменение структуры товарного предложения (кризисная структура продукта)
  • Контроль издержек и программы снижения издержек производства  (повышение производительности, оптимизация бизнес-процессов, сокращение затрат на хранение и реализацию в случае снижения зарплаты — компенсировать соц.пакетом, использование возможностей натуральной оплаты, оценка реальных и возможных потерь)
  • Программа удержания персонала (при снижении зарплаты) специальные условия для наиболее ценных сотрудников
  • Сохранение ресурсов (жесткое бюджетирование, оптимизация средств на счетах)
  • Переход к авторитарному управлению поддержание корпоративной культуры компании
  • Программа кризисной работы с командой совершенствование систем мотивации
  • Повышение конкурентоспособности предприятия увеличение объема рекламных коммуникаций (агрессивный рекламный бюджет)
  • Доработка конкурентной стратегии (с анализом конкурентов)
  • Ориентация на новые (более доходные) сегменты рынка
  • Повышение качества продукции (внедрение систем управления качеством)
  • Управление структурой брендов компании (сохранение стратегических брендов и введение в оборот «операционных», тактических брендов, рассчитанных на быструю окупаемость)
  • Развитие быстрых, «хлебных» бизнесов для сохранения стратегических (планирование быстрой отдачи) (определение перечня бизнесов с рейтингом возможностей реализации, определение новых партнеров)
  • Перевод мощностей и средств в более доходные сферы деятельности
  • Максимально эффективное использование материальных активов (оборудования)
  • Страхование активов
  • Переход на ведение учета в твердой валюте
  • Участие в альянсах и создание объединений (с целью лоббирования, увеличения суммарных активов, реализации программ) (проанализировать перспективы и формы сотрудничества)
  • Использование элементов ценовой дискриминации (усложнение и индивидуализация прайс-листа)
  • Снижение дебиторской задолженности (в долг не давать)
  • Альтернативное финансирование
  • Привлечение оборотных средств путем формирования новых финансовых схем
  • Максимальное использование заемных средств программа обеспечения кредитов
  • Программа кризисного удержания партнеров
  • Обучение сотрудников, пользуясь возможностью низких цен и невысокой занятостью (???)
  • Оптимизация клиентской базы
  • Формирование особых условий для постоянных клиентов, привлечение новых на специальных условиях
  • Больше внимания работе с клиентами (удержанию клиентов), целенаправленная работа с персоналом в этом направлении
  • Агрессивная клиентская политика — «подхватывание» чужих клиентов
  • Работа с потенциальными клиентами, будущими, «послекризисными»
  • Совершенствование бизнес-технологий (внедрение баз данных, ценового анализа)
  • Технологическое объединение различных бизнесов, диверсификация
  • Приобретение активов — оборудования, бизнесов, сотрудников,
  • Покупка чужих бизнесов
  • Программы агрессивных действий (перекупка сотрудников, клиентуры, активов)
  • Выпуск продуктов меньшего размера
  • Большая сфокусированность коммуникаций
  • Запуск внешних PR-программ по изменению отношения к имени фирмы
  • Найм персонала, имеющего опыт принятия решений в кризисных ситуациях
  • Активизация деятельности «незатратных» подразделений
  • Поиск дополнительных источников дохода — развитие незатратных бизнесов компании
  • Законсервировать убыточные проекты, реструктурировать портфель проектов
  • Упростить системы вплоть до ручного труда (конструктивный регресс)
  • Обеспечение полной занятости
  • Сокращение затрат
  • Сокращение ассортимента
  • Анализ и пересмотр структуры организации централизация управления (уволить топ-менеджмент)
  • Централизация финансовых потоков