Новая форма сотрудничества. Беседа по мессенджеру…

Никак не могу собраться поставить себе скайп на Мак, так пришлось освоить еще один интересный формат коммуникации — беседа по мессенджеру. Пара часов переписки и у нас с [ЖЖ rorocho] сложилось интервью по поводу Автосалона (http://www.auto-centr.com/about/news/2010-09-01). Причем, коллега в Питере с рабочего места, а я параллельно успел прибить пару досок на втором этаже, покормить рыбок в пруду и немного покосить свои пампасы.

Поскольку материал готовился для сайта Шкоды, то этого бренда разговор и касался. Конечно, я там и много лишнего (недостаточно хвалебного Шкоде) наговорил, и про то, что танки фашистские тоже на Шкоде делались, но это на сайт дилеру благополучно не попало. Спасибо коллеге, который и проделал большую часть работы, слепив из беседы следующее:

Skoda — народный автомобиль!

01.09.2010

Московский автосалон этого года — наверное, самое крупное, самое значимое автомобильное событие. Его посетители могли познакомиться со многими новыми для России автомобилями. Не стали исключением и те, кто пришел на выставочный стенд компании Skoda — автолюбителям были представлены российские премьеры Skoda Superb Combi, Skoda Fabia Scout, Skoda Fabia RS. Ну а на радость фанатов автоспорта — раллийный спорт-кар Skoda Fabia S2000.

(ля-ля-ля…Самохин Михаил Юрьевич)

Нужен ли автопроизводителям вообще Московский Международный Автомобильный Салон и участие в нем? Ведь существует тот же интернет, доступный для всех жителей страны, а на Московский Автосалон имеют возможность прийти далеко не все.

Думаю, на салоне надо быть. Это — информационный повод, генерирующий соображения, обсуждения. В самой глобальной сети событий не очень много, интернет — среда реагирования на живые события.

Среди Ваших фото с Московского Международного Автомобильного Салона 2010 есть и та, где Вы — на фоне стенда компании Skoda. Почему решили сфотографироваться именно там? Насколько, по Вашему мнению, вообще необходимо уделять внимание даже не автомобилям, а их презентации — оформлению стендов, внешнему виду стендистов?

Мне Skoda симпатичнее всего, как бренд. Хотя сам я езжу на Audi (и менять не собираюсь), я считаю — то, что делает Skoda на нашем рынке, интереснее всего в маркетинговом плане. И это не вчера началось: очень адекватный ассортиментный ряд, ценовая и сервисная политика… Классно выглядел и сам стенд, и стендисты, и то, что происходило на стенде.На меня второй год производит спокойный (не секси), но естественный имидж. В этом году — яхтенно-парусный вид стендистов, фото возле ретро-Superb, игры с машинками Лего. В прошлом — живая музыка на стенде. В прошлом году (на другом, не Международном салоне) была классно выставлена Octavia Scout с велосипедом марки Skoda, в этом — интересной стала попытка пропаганды (спортивная RS, Scout) самой демократичной модели — Skoda Fabia.

Тогда про самую демократичную модель вопрос — что Вы можете сказать о Skoda Fabia?

На мой взгляд, самая интересная модель — Skoda Octavia. В данном случае я не оригинален — на ней ездит, например, вся Чехия и половина Восточной Европы. Octavia, бывшая в употреблении — желанный девайс молодых и искушенных автолюбителей. Со Skoda Fabia сложнее — навскидку, здесь сильно чувствуется влияние «Фольксваген Групп Рус». Этот автомобиль призван конкурировать в лоу-сегменте с фан-карами, которые вовсе недешевы (например, FIAT 500 и Mini Cooper). «Вау!» было, когда Fabia стала напоминать Mini (только британского флага на крыше не хватало). В некоторых ракурсах Fabia очень в стиле Mini (именно в стиле, а не подделка). Mini выигрывает, но ведь это автомобиль от миллиона рублей в базовой комплектации, а Fabia более чем в два раза дешевле.

На том же стенде была представлена Skoda Fabia S2000, которая принесла и приносит много спортивных побед компании Skoda. Насколько с точки зрения маркетинга автоспорт привлекает клиентов как для бренда вообще, так и клиентов той же Skoda Fabia в частности. Или, по Вашему мнению, это «фан» для автопроизводителя?

Видел исследования в Ауди. На европейцев спортивные победы влияют. На россиян пока нет. Но смотреть на спорткар всегда приятно — шоукар, айстоппер, но девушки в бикини обходятся дешевле.

А что Вы скажете про Skoda Fabia в качестве представителя С-класса? Сейчас у многих автопроизводителей — мода на дешевые седаны. Что ожидает гольф-класс?

Я про это говорил неоднократно — мода на седаны характерна для развивающихся рынков (Китай, Турция, Россия). Европейцы предпочитают хэтчбеки (богатые — большие универсалы). Европа часто меняет автомобили (хотя гораздо реже, чем мы), тщательно за ними следит, не выпендривается, очень жадно считает деньги. Америка ездит больше (вообще больше расстояния, т.к. живет за городом), наплевательски относится к машине, но уже без нее себя не представляет, больше фана, ярких цветов, нерациональности. Россия больше похожа на Америку разгильдяйством, но у нас низкоконкурентный рынок, у них он и в 30-е таким монополизированным не был. Здесь мы ближе к Северной Корее. У нас — отсутствие сервиса и автомобильной инфраструктуры, малый парк (если говорить про регионы), а это очень усложняет жизнь — элементарно: сервисмены, разборки, поставки запчастей, возможность продать. Поэтому следствие.

Сейчас в значительной мере остается важным статус. Пока еще смотрят, на чем я зарулил на офисную стоянку. И размерность гольф-класса будет все более востребована с дрейфом автомобиля в качестве статуса к повседневному средству передвижения. Это разумно.

Может быть, из-за этой «европеизации» автолюбителя и представили в России Skoda Fabia Scout? Почему он может оказаться нужен жителям нашей страны?

Дороги у нас отвратительные, но прочности подвески бюджетного автомобиля вполне хватает. Машина не обязательно должна быть внедорожником. Модный тренд на внедорожники зацепил и гольф-класс. Но это мода — как пришла, так и схлынет. Кстати, «приподнятые на цыпочки» седаны мне кажутся адекватнее паркетников, но в этой категории еще рынок не устоялся.

Но ведь для покупателя разница огромная: паркетник (почти джип) и, как Вы интересно выразились, «приподнятый на цыпочки» седан, (например — та же Octavia Scout). Кто такие седаны покупает и зачем?

Такие, как я. Поколение туристов и путешественников. И такие, как новые молодые русские, которым приключений не хватает. Но это не массово. Массово всегда только мыло.

Раз уж мы заговорили про «кто» и «зачем». Skoda стала третьим брендом, автомобили которого (по количеству) были приобретены по первому этапу программы утилизации. Ваше мнение, почему?

Народный автомобиль. Без вопросов.

На Московском Международном Автомобильном салоне Skoda представила в России свой универсал бизнес-класса. Как Вы оцениваете перспективы Skoda в классе бизнес-автомобилей?

Как ни странно, Skoda — не распродажный автомобиль и гонка лоукостов бренду тоже не совсем к лицу. Самый органичный на сегодня автомобиль — Skoda Octavia, полный респект. Но жизнь не стоит на месте. Примеры — Mersedes опустился из «люкса» в «премиум», а BMW туда, наоборот, поднялся из того же «среднего плюса». Судьба брендов неисповедима. Skoda же — странный, очень древний и аристократичный бренд, который в довоенные времена никогда не был низкоценовым.

А как же сочетаются понятия «народный автомобиль» и «не низкоценовой, недешевый»? Или «народный» и «дешевый» — не синонимы?

Вот это точно — народный вовсе не обязан быть дешевым.

Тогда каким он должен быть?

Доступным и наиболее точно соответствующим стандартам потребления на рынке. Это сложно, так как Россия состоит из множества очень разнородных рынков. На сегодня стоимость среднего авто на улице около 350 р. (это б.у.) Конечно, цены на новые машины неадекватно завышены (раза в два, но это эффект наполнения рынка и гипермономолии во всем). В этих условиях не самая дешевая Skoda близка к «медиане» честного автомобиля на рынке. Такой разговор был у нас с коллегой год назад: «Что можно назвать «честным авто»?» — «Шкоду».

Что Skoda — честный автомобиль, это понятно. А вот что подразумевается под «честным»?

Мы имели ввиду, что авто представляет из себя базовую тележку с массой устройств и девайсов, придающих ему дополнительную стоимость. Skoda ближе всего к просто хорошо сконструированной тележке, т.е. не берет деньги за девайсы, себестоимость которых копеечна. Это если ответить кратко, но тогда — несколько утрированно.

Что еще, кроме понятий «народный» и «честный» автомобиль, заключает в себя бренд «Шкода»?

Шкода, Татра и Мерседес — первые заграничные автобренды, с которыми сталкивался советский гражданин. Причем Мерс — буржуинский, а Шкода и Татра — социалистические. Шкода — из немногих, которые картинками своими светились в «Технике Молодежи» и «За Рулем». Немногие любители технической истории знают про завод в Младо-Болеславе, да и про сам город, и то, что в Чехии была мощная индустрия, машиностроение (на порядок технологичнее российской).

Шкода одна из первых, наравне с автобусами Икарус, начала поставки машин под железный занавес («Фавориты» до сих пор ездят), т.е. знакомы нашим отцам, а для многих — и дедушкам. Чехия — одна из немногих стран, куда начался массовый туризм из России, когда «железный занавес» пал. Как Вы думаете, какие машины первыми увидели наши соотечественники? Насколько я помню, трамваи, троллейбусы на улицах наших городов тоже часто были с эмблемой Шкоды.

И как, во что это все трансформировалось в «знание» о бренде Skoda в голове автолюбителя?

Думаю, что в несколько слов: древняя, традиционная, высокотехнологичная, советско-европейская (это оксюморон, тем не менее) и не совсем буржуинская машина. У молодежи уже, естественно, есть новые ассоциации, но они меняются в темпе5-7 лет.

Все это красиво смакетированное лежит на http://www.auto-centr.com/about/news/2010-09-01