Вопросы о сроках владения и смене авто. Продолжение…

Продолжаю выкладывать ответы на вопросы Алексея Грамматчикова («Эксперт Авто»):

Вопрос 2. Почему в России обычно меняют авто на машину более высокого уровня? А, скажем, в Германии люди часто покупают машину такого же класса?

По аналогии с периодом первоначального накопления, Россия проходит период первоначального рыночного насыщения. Сначала нормальное питание, потом удобная одежда, потом приличная бытовая техника (заметили, мы все это проходим последовательно). Потом нормальный отдых и автомобиль, потом хороший отдых и очень приличный автомобиль.

Постепенно повышается уровень доходов, а уровень богатства, поднимаясь и стабилизируясь в мегаполисах, растекается в регионы, которые также богатеют, только с некоторым отставанием. Где те самые шестисотые мерседесы, которые были последним писком гламурной моды? Они уехали из Питера и Москвы в Поволжье, а некоторые даже в Сибирь.

Конечно, процесс имеет свои пределы. Сформировавшаяся доходность домохозяйств в России и так уже давно не соответствует уровню производительности, но пока поддерживается мощной перераспределительной экономической политикой. Мы довольно скоро и довольно надолго перестанем покупать все более дорогие автомобили, но это в меньшей степени скажется на региональных рынках.

Вопрос 3. Бытует мнение, что более частая смена авто связана с неким «заговором производителей». Дескать, раньше машины делали «на века», а сейчас производитель намеренно делает машины не такими долговечными, чтобы их чаще меняли. Как можно прокомментировать эту точку зрения?

Теория заговора, конечно, очень легко принимается обывателями. Я бы говорил об изменении технической политики производителей. Скорее картина выглядит так: если прежде автомобиль равномерно терял свою надежность от продажи в салоне до утилизации, то сегодня есть некоторая «полка» срока равнонадежной эксплуатации.

В течение запланированного срока эксплуатации автомобиль примерно одинаково надежен, а по его окончании просто разом разваливается. Причем, эти сроки различны для автомобилей различных ценовых сегментов. Если мерять километрами, то дешевые автомобили сегодня живут сто-сто пятьдесят тысяч километров, а премиумные – триста-четыреста и более. Можно прикинуть это в годы, считая средним пробегом автомобиля 15 тысяч. км в год.

За этот промежуток времени в конструкции и технологиях автопроизводства накапливается такое количество изменений, что он становится раритетом.

Мне самому нравятся «старые добрые», надежные, как автомат Калашникова, но это в значительной степени миф. Автомобили не становятся менее надежными (если сравнивать их с машинами тех же ценовых сегментов, но это уже совсем другая история), а срок и пробег их беспроблемной эксплуатации постепенно увеличивается.

Продолжение следует…