Вопросы о сроках владения и смене авто…

Алексей Грамматчиков, отрабатывающий в «Коммерсанте Авто» тему автомобильного рынка, готовил очередной материал о странностях сроков владения автомобилем в России (http://expert.ru/magazine_auto/2012/03/pokaznoe-potreblenie/). В ходе подготовки заслал мне несколько вопросов для размышления, на которые я постарался подробно ответить.

Малый фрагмент этих ответов попал и в материал (http://expert.ru/magazine_auto/2012/03/pokaznoe-potreblenie/), посмотрите, там еще четверо экспертов высказывались:

Однако, я долго напрягался и написал несколько страниц ответов. Жаль, если пропадет. Так что я выкладываю ответы на вопросы Алексея здесь.

Вопрос 1.  Сроки владения авто (по крайней мере новыми) в России меньше, чем в развитых странах. Почему это, по твоему мнению происходит? Какие особенности потребительского поведения в России определяют более частую смену авто, а на Западе, например, в Канаде люди могут пользоваться одной и той же машиной с десяток лет?

Есть несколько рыночных процессов и механизмов, способных пролить свет на этот феномен.

Во-первых, в России практически отсутствуют серьезные исследования рынка. Рынок настолько быстро складывается, что его участники не успевают грузить апельсины бочками (т.е. дилеры с трудом успевают оформлять автомобили в условиях отсутствия конкуренции, какие тут еще исследования?).

Вследствие недостатка информации за таковую принимается видимая часть айсберга – отчеты дилеров своим старшим партнерам, импортерам и тем структурам, которые до них в состоянии добраться (АЕБ, Автостату, и т.п.). Т.е. за исследования рынка ошибочно выдаются данные о продажах, полученные от дилеров, а это около 10% рынка и за поведение людей на рынке поведение клиентов дилеров никак нельзя принимать. Реальное поведение людей на невидимой части рынка (поведение подавляющей части населения, привычно эксплуатирующей подержанные авто) гораздо рациональнее.

Подозреваю, что реальная длительность эксплуатации автомобиля одной семьей – пять-семь лет, что нормально. И процент покупателей, эксплуатирующих одну машину от покупки до утилизации, подозреваю, у нас вполне приличен. По моим расчетам средний автомобиль в России в течение своей жизни (до тридцати лет) переходит из рук в руки от трех-четырех раз (массовые модели) до четырех-пяти раз (премиумные). Это дает примерную среднюю продолжительность пользования в шесть лет (конечно, я был бы рад увидеть серьезное исследование). Можно обсуждать целую теорию возрастов перехода автомобиля из рук в руки (переходных возрастов).

К дилерам приходит и постоянно и часто меняет автомобили тончайший слой покупателей. Эти сливки не уходят от дилеров, а много лет создают статистику частой замены автомобилей на «видимой» части рынка.

Во-вторых (это уже ближе к ответу на второй вопрос), потребление соотечественников еще не устоялось. Страна быстро богатеет (не говорим об устойчивости тренда, но ведь сам факт наполнения авторынка случился за последние шесть-семь лет), а в этой ситуации тот покупатель, который покупал одну машину и за несколько лет ощущал повышение дохода, довольно быстро понимает, что пора переходить на следующий уровень потребления и покупает новый автомобиль.

В третьих, обогащение бедных стран (и бедных людей) всегда чревато явлением показного потребления. Здесь мы не одиноки – Турция и Китай демонстрируют те же самые модели поведения. Непрочное общественное положение требует своего декоративного подтверждения – новая машина крупного размера.

В четвертых, свой вклад в частоту смены машин внес и кризис, который в России был осознан обывателем лишь три года назад – в начале кризиса разумный хозяин (а россиян нет оснований считать идиотами) запасся хорошей машиной в расчете подольше не сталкиваться с проблемами ее ремонта и замены. Кроме того, памятуя мощные волны кризисных девальваций домохозяйства предпочли не делать запасов в денежной форме, а перевели все резервы в товарную (автомобиль – отчасти способ вложить, а скорее перепрятать деньги).

В пятых, поскольку потребность в еде и одежде у городской части населения страны уже в значительной степени удовлетворены уровнем доходов, а перед следующим каналом увеличения благосостояния, покупкой жилья, в силу разных причин поставлен надежный заслон, то значительная часть средств, которые в нормальной экономике были бы потрачены на приобретение квадратных метров, в России хлынули на автомобильный рынок.

В шестых, парк автомобилей в России быстро обновляется в силу быстрого экономического развития (созданные в девяностые годы рыночные механизмы в двухтысячных быстро наполняют страну товарами). Чудовищно изношенная часть парка просто умирает и ускоренно заменяется, что тоже приводит к увеличению частоты смены авто.

Можно говорить еще и о создании кредитно-банковского рынка и быстром формировании совершенно иных (европейских) обычаев потребления, и многом другом, но не буду. И названных шести достаточно.

Продолжение следует…