XII Автофорум. Что же там было…

Спасибо организаторам Автофорума (), я там был. Посетить стоило. По представительности это, конечно, не съезд КПСС (в зале сидели человек восемьдесят и пять-шесть в президиуме), но содержание выступлений вполне оправдывало вычеркнутый из графика день.

Титульный вопрос «Как вернуться к прибыльной деятельности», конечно же, почти не выплывал, скорее звучало: «Что же с нами дальше будет». Но ведь так в приглашениях не напишешь. Общий тон обсуждения свидетельствовал о том, что страху в инвесторах поубавилось, хотя доклад самого авторитетного из мамонтов (PricewaterhouseCoopers) честно предупреждал — радоваться пока нечему и колбасить может ещё долго (выложу отдельно слайды почти целиком). Бизнес устал бояться и решил, что «хуже уже не будет».

Обсуждались проблемы падения парка, вымывания клиентуры, вменяемости инвестиционных стратегий, кризисного менеджмента, необходимости работы с лояльностью клиентов, вменяемости вендоров, и тенденции к подорожанию автомобилей.

Второе ощущение — течение кризиса после определённого момента пошло в каждом регионе и в каждом бизнесе по-своему. Но самое главное в том, что начались (это на второй год серьезных изменений на рынке) серьёзные изменения в бизнесах: сотрудников увольняют, процессы меняют, активы продают, задумываются об эффективности оставшихся. Осознание начало приходить прошлым летом, а сейчас, весной, уже можно было обсудить первые робкие результаты.

Модерировал, как и в прошлый раз, Роман Гуляев, тактично и не по-шоуменски. Пиарно-рекламных докладов почти не было. Из серьёзных презентаций больше всего смысла было в докладе Андрея Комарова (PricewaterhouseCoopers, PWC) о будущем российского автомобильного рынка.

Любопытно было посмотреть на цифры и графики на ту же тему от Рольфа (Сергей Щербинин), Шкоды (Петр Янеба), Шевроле (Александ Мойнов), Мусы (Андрей Патин) и Независимости (Юлия Дытченкова).  Местами  интересен рассказ о своём бизнесе, решении проблем, а местами — приводимые в докладах цифры и картинки серьёзных исследовательских компаний. Из серьезных аналитиков Сергей Целиков (директор Автостата) был в зале, но не выступал.

Профессиональным шоуменом смотрелся директор Ауди Центра Таганка (В.Моженков), рассказывал о том, как капитально реорганизован дилерский бизнес этого премиум-дилера за последний год. Менеджмент там, действительно, интересный (я их мистеришопил этой зимой и кое-что мне там понравилось).

Несколько специальных экономических докладов об эффективности и стоимости активов и доклад Олега Михальского (Cars.ru) о присутствии и продвижении дилерского бизнеса в инете.

Насколько понятно из докладов крупных дилеров, рунет пока для автобизнеса — совершенная Терра Инкогнита (кто-нибудь ведь сообразит однажды).

Крайне технологичный доклад Сергея Савицкого, директора украинского «Атланта-М». Могу гордо бить себя пятками в грудь — в его презентации звучала ссылка на реализованные технологии из моего семинара полуторагодовой давности (в Минске я рассказывал про вторичный рынок и трейд-ин директорам Атланта по СНГ). Кстати, «Атлант-М» работает в инете с социальными сетями уже более года, но это редкое исключение. Было приятно пообщаться с Сергеем, договорились продолжить по майлу, попрошу презентацию в слайдах, постараюсь выложить.

Конечно, не обошлось и без «городского сумасшедшего» (откуда его занесло, и как он оказался в зале в момент вопросов-ответов, неведомо), но краткое развлечение не поломало серьезности обсуждения.

На пресс-конференции я задал вопрос об изучении вторичного рынка, т.к. он пока остаётся белым пятном и тёмной территорией для дилерских бизнесов. К моему удивлению менеджеры из АвтоСпецЦентра вызвались показать такие исследования от Audi. Странно, я занимался разработкой семинара по Trade-in для Audi и мне не приходилось их видеть. Может быть, от меня искусно скрывали? Обязательно свяжусь с коллегами и уточню, о чём речь.

Самым завлекательным и уже традиционным в Автофоруме становится заключительный обед, где удаётся хорошо пообщаться с коллегами…