XI Автофорум. Полный отчет…

В пятницу кроме курбан-байрама, случился и очередной Автофорум. По заголовку раздаточных материалов — «XI Автофорум осенняя сессия — новая система координат», хотя никаких координат там обозначено не было, так для красного словца. Был там благодаря порталу Auto.ru (http://auto.ru/), которому чувствительное спасибо и всяческая осанна. Мой краткий отчет уже выложен на http://news.auto.ru/news/4069.html. А теперь серьезно:

Мероприятие представляло собой дообеденное обсуждалово с перерывом и послеобеденную тусовку в ресторации с вручением наград за тут же проголосованные рейтинги. Доклады в основной своей массе оказались весьма любопытными, не жалею, что просидел весь день, опять же, удалось пообщаться с коллегами.

На фото: [ЖЖ taintra], [ЖЖ doubleprofit], руководитель маркетинговой дирекции АвтоВАЗа Алексей Сорокин

Из докладов одним из самых достойных, как всегда, оказался доклад Игоря Пономарева (Дженсер) на тему антикризисных мер дилера.

Игорь показал картинку с раскладом — никакое снижение цен не дает удержания рынка. Это к вопросу о скидках. Намекнул о бегстве дилеров от менее вменяемых брендов к более вменяемым (об этом говорил не он один). Дилерская недвижимость плохо пригодна к смене бизнеса, собственника же, напротив, сменить легко и зачастую полезно.

Я задал несколько вопросов:

  • во что обойдётся производителю восстановление потерянной дилерской сети (по затратам — бонусы, которые придется выплачивать тем, кого попытается вернуть, а вообще, потерянная доля рынка будет трудно восстановима),
  • есть ли критерии «избыточности дилерской сети» (об этом говорит процент загрузки сервисных мощностей)
  • и главное, какими должны быть отношения между импортером и независимым дилером той же марки. Ответ меня не порадовал — Игорь считает, что отношений быть не должно («между ними должна быть Китайская Стена»). Для меня же очевидно, что и с точки зрения потребителя и для производителя важно формировать единое «марочное» пространство на рынке. До тех пор, пока таких отношений не будет выстроено, все владельцы автомобилей, ушедших из авторизованных сервисов (до 90 процентов парка) будут брошены производителем и поражаться в правах обслуживания.

Евгений Межов («Истерн», руководитель китайского направления ГК Автомир, сильно в теме китайского автопрома) приводил много аргументов в пользу того, что Китайский автопром, суть большая «панама» и на нашем рынке ему не бывать. Очень странно, т.к. он бывал в Китае, хорошо знает этот рынок.

После выступления осталось ощущение, что он либо чего-то недоговаривает, либо очень обижен на партнеров-китайцев и больше не хочет иметь с ними дела. Допускаю, но мне аргументы показались неубедительными. Справедливо, вероятно, то, что в Китае махровый совок и показатели легко накачиваются в том направлении, куда велит Партия. Стало быть, время от времени обман вскрывается, и обнаруживается реальное положение вещей (задница). Интересным показалось заявление о том, что сообщения о приобретении китайцами марок-грандов, суть лишь «дымовая завеса», а на самом деле никто ничего не собирается покупать (имеется ввиду приобретение Volvo компанией Geely). В докладе много интересного об управлении китайской автомобильной промышленностью, я пожалел, что не взял диктофон, а презентацию постараюсь получить.

Вардан Даштоян (исполнительный директор «Рольфа») очень вдохновенно и совершенно справедливо говорил о безальтернативности замены выбывающих доходов дилера доходами от послепродажной части бизнеса. Оценил официальный рынок в 25% (относительно 75%  чёрного), я думаю, сильно завысил, мне представляется объем черного рынка процентов в 90% от того, что видят дилеры. В отличие от продаж новых машин (пример — стоимость допоборудования снизилась в Рольфе с 2200$ до 1600$ на один автомобиль), вторичный рынок практически не упал в ходе кризиса, и будет только увеличиваться. Банально, но приятно, что теперь об этом и гранды говорят.

Из неприятного. От GM  выступал некий турецко-подданный директор и пытался долго что-то втирать про бренд Шевроле. Полчаса пустого трындежа вылилось басурману в то, что его быстро и эффективно загасили директора дилерских компаний. Поделом, нечего на халяву пиариться, люди за делом пришли.

Стоит помянуть и выступление Владимира Попова (Фаворит), автора хорошо припиаренной в дилерских кругах книги «Три шага в будущее» (еще не видел и не читал). Он  красиво пиарил свой чудодейственный софт (ERP в формате SaaS), но это стоит отдельного разговора, т.к. тема исключительно специфическая. Пожалуй, это даже не о софте, а о стратегии компании. Тема такого софта (SaaS, или т.н. On demand) мне исключительно интересна, т.к. наша команда сейчас как раз занимается продвижением аналогичного решения.

Кроме всего вышеизложенного, своими глазами видел книжку про «Жука», постараюсь добыть, скиньте файл, плз, если у кого есть в скане…

Фотографии с Автофорума: http://fotki.yandex.ru/users/autopapa/album/85771/