13й Автофорум…

В прошлую пятницу OnConference собрал очередной, 13й Автофорум. В самом центре, в гостинице «Савой». Само мероприятие — десяток докладов в двух отделениях, прения в попытке привлечь новых членов в ассоциацию дилеров РОАД и вручение премий представителям компаний, изданий и персонам, выбранным жюри мероприятия в нескольких номинациях.

Мероприятие дилерское и для дилеров, в своем тесном кругу. Половина выступлений — чисто пиарные (ну нафига пиариться перед коллегами?), но в части докладов звучало нечто интересное.

Как всегда, Ernst & Young освятила своим докладом программу. Как всегда, отдувался Иван Бончев. Единственный доклад, в котором не сквозила откровенная радость о том, что кризис преодолен («нам не страшен серый волк»), хотя Бончев как и все отметил: «Рынок уверенно растет». Думаю, он помнил о том, как припал европейский рынок по окончании программ поощрения утилизации. Ernst & Young осмотрительно предполагает в ближайшие годы «ограниченный рост».

Во всех остальных докладах явственно читалась радость оттого, что кризис удалось пересидеть. Мое личное ощущение — кризис оказался недостаточно тяжелым, чтобы кто-то из дилеров стал серьезно интенсифицировать свою работу. Однако докладчики, представители динамичных и неглупых бизнесов — Автоспеццентр, Муса, Рольф, Фаворит, говорили умные слова о бенчмаркинге, мистери-шоппинге, реструктурировании активов, KPI и системах мотиваций. Хочется верить, что теперь они уже совсем другие, не такие, как прежде.

Впервые одна из выступающих помянула такой KPI, как повторные продажи (по-простому, признав, что по окончании гарантии все покупатели от них уходят). И то хлеб, сначала надо признать.

Из интересного на мой взгляд прозвучало:

  • премиум-сегмент не успел заметить кризиса.
  • в кризис практически у всех дилеров сдулся «гаранийный парк», и они стали задумываться о доходах от сервиса
  • дилеры со скрипом начинают осознавать роль услуг и лояльности клиентов в устойчивости бизнеса
  • однозначно отмечается переворот от «рынка продавца» к «рынку покупателя» (только что-то бизнес не сильно меняется)
  • впервые участники заговорили о «постгарантийном сервисе» и снижении стоимости владения автомобилем (они говорили не этими словами, этих терминов пока никто не знает, но примерно об этом)
  • натужно произносятся первые слова о необходимости сотрудничать и партнерствовать
  • крупнейшие дилеры и PWC сошлись в прогнозе продаж следующего года около 2,1 млн.авто
  • «мы осознали, что слишком много платим менеджерам по продажам, вместо этого лучше привлекать сервисных специалистов», «преодолели страх потери сотрудников»…
  • промо-бюджеты дилеров активно переваливаются в интернет (жаль, что конференция «Авторунет» умерла)
  • банки вновь начинают поддерживать дилеров, но только тех, кто показывает явные признаки выживания

Слайды выступающих по обыкновению выглядели примерно вот так:

Вы что-нибудь можете прочитать? Тем смешнее звучали фразы: «Как Вы видите, в прошлом году величина…». Я не видел ничего, хотя и сидел впереди. Одна надежда на то, что удастся посмотреть презентации на сайте.

Особенно интересных докладов в этот раз не было, но любопытным были сами постоянно проскакивающие повторные фразы, указывающие на отдельные тренды. Например, впервые сразу у нескольких выступающих выскочило о «войне между производителями и дилерами». Прежде дилеры жестко представляли себя отделами производителей, завоевывающими для них рынок и не позволяли себе таких вольностей. Теперь же речь идет ни много ни мало, как о создании организации для противодействия производителям.

Я задал вопрос о трениях между VW и Шкодой (которая начинает подпирать снизу основной бренд Народного автомобиля), на что представитель бренда ответил в том смысле, что все это надуманно и «никаких опций у Шкоды и не было», т.е. о разногласиях мне, вероятно, послышалось.

Характерно, что на этой встрече было очень мало журналистов и пиарщиков (не дилерских), в числе «информационных спонсоров» вместо Auto.ru в этот раз присутствовал Avto.ru. Трошин ([ЖЖ morrozmsk]) покинул Auto.ru и компания стремительно исчезает из информационного пространства, вот она — роль личности в истории.

Интересный спектакль ожидал участников перед вручением «призов» — организаторы и руководители РОАД пытались привлечь новых участников в ассоциацию. Им мягко возражали дилеры, побывавшие там и покинувшие ассоциацию. Я давно пытаюсь понять, какую задачу ставит перед собой это древнейшее на рынке объединение. Не только я задавал этот вопрос на этой встрече. В ответ ничего конкретного — за все хорошее, против всего плохого: «Защищать интересы дилеров».

Меня так и подмывало спросить, собирается ли ассоциация защищать интересы независимых дилеров от авторизованных конкурентов, но нарываться не стал, все-таки, на Автофорум были приглашены «только белые» люди.

Вручение «призов» на меня впечатления не произвело, хотя происходило под шампанское и закуску. не очень понятно, кто выбирает, из каких соображений и что это обозначает. Статуэтки показались симпатичными. В чьих офисах они будут стоять?