Вторичный автомобильный рынок. Сколько лет живет автомобиль…

Офф топ: приношу чувствительные извинения постоянным читателям и френдам за то, что давно ничего существенного не писал. Иногда и работать приходится. А так как в миру я маркетолог фриланс (со своей командой), то часто зарабатываю семинарами по всей территории необъятной Родины и иногда неделями живу в поездах и самолётах. Так и в этот раз за прошлую неделю пару раз слетал в Казахстан и один раз в Уфу. Скоро приспособлюсь сам, без самолёта левитировать, так привык к состоянию полёта. Очень много заготовок постов, но доделывать некогда. Вот один из текстов, на важную для меня тему, прошу «заценить»:

Как-то в девяностые, лишившись автомобиля, жизни без которого никто из нашей семьи себе не представлял (была в хлам разбита старенькая восьмерка), был готов купить трехлетний ВАЗ (конечно универсал). Чуть было не потратил денег, когда один из друзей сказал, что лучше Ауди. Мне и в голову не приходило, что этих денег может хватить на что-то приличное. Хватило. На Ауди 100 универсал в великолепном состоянии. Тогда это было примерно как сейчас Ауди А6. Несколько лет спустя я передал «крокодила» отцу, а совсем недавно Антон его продал (причем, дороже чем он стоил при покупке). Думаю, что машина без проблем проездит еще лет пять.

Очень выгодный для дилеров и разорительный для нас миф о том, что автомобиль — это, конечно, автомобиль новый, из автосалона, построен на двух составляющих. Первая — стоимость владения и удовольствие от пользования подержанным автомобилем в большей степени зависит от качества обслуживания и ремонта (не буду произносить двусмысленное слово «Сервис»). Вторая — дилеры не умеют обслуживать и ремонтировать автомобили, просто это пока не их бизнес (конкуренция на рынке пока не заставляет их этим всерьез заниматься).

Тем не менее, и в первом и во втором случае, есть много интересного, что можно при желании узнать. Если говорить про надежность и отказоустойчивость, то она примерно одинаковая в течение «срока службы» (а не гарантийного периода и не срока владения, который может быть гораздо дольше), в течение которого производитель обязан производить запчасти и товар обязан оставаться безопасным. Кроме того, объем головной боли, связанный с владением подержанного авто сильно зависит от нескольких моментов. Главные из них — изначальный уровень  качества, надёжности и запасов прочности узлов и агрегатов (которые, как правило, существенно выше у премиумных автомобилей) и история предыдущей эксплуатации. Ничего не поделаешь, автомобиль — сложнейший организм и то, как с ним обращались в детстве, накладывает отпечаток на всю последующую жизнь.

Та часть стоимости владения, которая связана с обслуживанием и ремонтом, зависит от наличия и доступности квалифицированного, вменяемого и недорогого сервиса. С этим большие проблемы, особенно в регионах с небольшим парком автомобилей бренда. По мере роста парка автомобилей, появляются и необходимая для безболезненной эксплуатации инфраструктура — поставки запчастей, наличие «разборок», каналов поставок автомобилей под разбор (не прошедших полной таможенной очистки) большое количество механиков, специализирующихся на ремонте агрегатов, брендов и моделей, опыт решения типовых и уникальных технических задач, предъявляемых моделью или целой линейкой моделей. Кроме того, при углублении рынка возникает так необходимая конкуренция, ограничивающая аппетиты наименее вменяемых его участников.

В этом плане, например, Рено очевидно выигрывает у двух других французских брендов. Кстати, российские механики и до Антисоциалистической революции чаще сталкивались с Рено, чем с пежо и Ситроеном, благодаря массовости моделей типа Рено 16, или моделей-клонов (румынская Дачия).

Возвращаясь к бизнесу дилеров, придётся признать, что навыки качественного ремонта — это не то, что от них требует хозяин, производитель автомобиля. От дилера требуется занять как можно большую часть  рынка. За это производитель позволяет ему получать монопольную прибыль на осуществлении ряда необременительных и лёгких операций, ограждая его от конкуренции с независимыми от производителя  («серыми» в терминологии официальных дилеров) сервисами. По большому счёту, современный автомобиль в первые два-три года своей эксплуатации не требует никакого сервиса за пределом того, что может сделать заправщик на бензоколонке (или сам владелец). Конечно, удобно обставить этот виртуальный сервис людьми в синих пижамах с логотипами и брать нереальную стоимость нормочасов за шаманские пляски вокруг Вашего авто для смены перегоревшей лампочки или фильтра. Реальная способность официальных дилеров решать реальные технические проблемы крайне невысока, как показывает практика.

Как показывает практика, реально невысока и способность дилеров к нормальному клиентоориентированному сервису. Я знаю, о чем пишу, т.к. занимался организацией ремонта и сервиса. У механиков, работавших на официальных сервисах, начисто атрофируется стремление решить проблему клиента. Объяснение в том, что дилерская сеть всегда старается регламентами и бюрократическими методами заменить отсутствующую конкурентную необходимость хорошо обслуживать. У сотрудников так много времени и сил расходуется на формальный менеджмент и соблюдение процедур, что не остается сил на что-либо иное. Как говорил один из знакомых: «У меня сервис вдвое дешевле, т.к. нет необходимости содержать на ресепшн мартышек в крахмальных блузках».

Вернёмся к основному вопросу — сколько лет живёт автомобиль. Технический ответ — столько, сколько живёт его самая дорогая часть, кузов. Рыночный ответ — столько лет, сколько можно найти на него запчасти.

Очень долго живут машины с прочными кузовами. Как правило, более прочны просто более крупные кузова, но играет роль и качество покрытия, более высокое у более дорогих автомобилей.  Причем, авто бизнес и премиум-классов имеют прочность кузова в качестве побочного эффекта. Изначально более безопасные, их кузова имеют большую физическую прочность и вследствие этого дольше живут. Можно сказать, что покупатели подержанных премиумных автомобилей не получая реальной премиумности, т.к. тележка уже устарела и не является писком моды, кроме престижного бренда и классной эргономики, бонусом получают и никуда не девшуюся высокую безопасность. Такого бонуса не имеют покупатели новых, но недорогих машин. Вот она, цена «запаха нового автомобиля» (хотя, каждый сам волен распоряжаться своей жизнью и здоровьем).

Автомобили лоукост и средних ценовых сегментов, как правило, рассчитаны на списание в утиль в течение десяти лет. Нормально ездят лет шесть-семь, после этого начинается «период полураспада». Конечно, есть варианты: ВАЗ, Опель и Тойоту трудно причислить к одной группе надежности в одной возрастной группе. Премиумные автомобили беспроблемно живут 12-15 лет (прочные кузова, хорошее качество покрытий, надёжные агрегаты). Отдельная песня про люксовые автомобили (наследники пресловутых «шестисотых», Мерседесы S-класса, Ауди А8). Ресурс прочности основных агрегатов такой же, а иногда и выше, чем у премиумных машин, но отказы супернавороченной механики и электроники начинаются уже по окончании гарантийного срока (замена блока кнопок стоимостью в тысячу долларов вынесет мозг любому желающему стать наследником олигарха). Честно говоря, мне непонятно, где и кто эксплуатирует эти автомобили. Кстати, старше восьми лет, эти авто соят на рынке практически столько же, как и модели классом ниже.

Вот фото автомобиля, на котором сейчас езжу, когда я его покупал. Тогда ему было семь или восемь лет, цена примерно равна цене Приоры без наворотов:

Кроме кузова, на приятность и стоимость  владения секонд хендом влияют и наличие и возможности отказов сложных агрегатов, таких как АКПП, турбина, кондиционер. Например, более сложный в ремонте дизельный двигатель, гораздо дольше живет в крупнообъемном варианте у большого внедорожника, может намотать миллион километров, и очень задумчив в компактном варианте у небольшой машинки. АКПП пока живут меньше, чем механические КПП, следовательно машину с автоматом (особенно с дешёвым и ненадёжным вариатором) будет гораздо труднее продать покупателю новой машины. Кондиционеры и турбины ремонтируются и стоят не очень дорого, но живут пока меньше, чем двигатели и коробки передач.

Начинаю задумываться о путешествии из Москвы во Владивосток (и обратно) следующим летом и прикидываю, на чём лучше двинуться в путь. Расстояние — около 15 тысяч километров в одну сторону, 30 тысяч на всю поездку. Обычный межсервисный интервал для приличной машины, один раз за поездку поменять масло и фильтры.  При наличии самых строгих бюджетных ограничений на вторичном рынке можно легко найти надёжный агрегат (требующий ремонта) за пару тысяч долларов и подготовить его к долгой эксплуатации ещё за две-три тысячи, итого четыре-пять  тысяч баксов. Примерно столько стоит автомобиль, существенно превосходящий новый недорогой автомобиль от дилера по надёжности, удобству и безопасности. Естественно, когда начался перебор конкретных моделей, получилось, что это  должен быть Мерседес, Ауди, либо Тойота.

Сравните такую машину с тем, что предагает нам автопром и дилерские сети — средняя цена новой машины на рынке около 20000 долларов, ВАЗовская продукция — около пятнадцати. Очень надёжный и качественный секонд хенд приличных марок начинается от трети этой суммы, а за стоимость нового ВАЗа (не хочу начинать холивар про говоноведра) можно купить на вторичном рынке автомобиль приличной марки, существенно превышающий его по надёжности, безопасности и с более низкой стоимостью владения.

По личному опыту (к сожалению, хорошо знаю только модельный ряд Ауди) за стоимость владения десятилетней Ауди А6 ниже стоимости содержания гарантийной Лада Приора или Калины. Если считать и стоимость своего времени, то разница в стоимости владения окажется кратная в пользу подержанной иномарки. Цены на сами машины посмотрите в Auto.ru.

Вывод из этой части примерно такой — имеет смысл покупать автомобиль премиумной марки после того, как кто-нибудь оплатит за вас стоимость «запаха нового автомобиля» (50% стоимости за три-четыре первых года).

Та часть надёжности и стоимости владения, которая зависит от истории предыдущей эксплуатации, тоже требует вдумчивости. Так автомобили, покупаемые джигитами для джигитовки впоследствии приносят массу неприятности. Так никогда не порекомендую покупать подержанную заряженную BMW, Гольф GT, или Фольксваген Коррадо (хотя есть отдельные любители). В плане прозрачности выигрывают машины с известной историей эксплуатации (корпоративные, дилерские). Но могу сказать, что гораздо больше доверия вызывают у меня те машины, которые ремонтировал, обслуживал и порекомендовал мой механик Константин. Проблема в том, что Константин в своём гараже ремонтирует только Ауди и значит мне в ближайшее время не светит попробовать прелести Вольво, или Мерседес…