Третий вебинар. Особенности российского авторынка…

В прошлый четверг мы с Сашей Сотниковым успешно организовали и провели третий полуторачасовой вебинар из цикла «Автомобильный маркетинг» (ссылка на запись — в конце текста). На этот раз речь шла об особенностях российского автомобильного рынка. Готовясь к вебинару, накидал перечень таких особенностей. Получилось так много, что не обо всем успел поговорить.

Вот моя шпаргалка. Основные количественные характеристики российского рынка, которые мы обсуждали еще во время второго вебинара, все те же:

  • 240 автомобилей парка на 1000 жителей, молодой парк иномарок и очень старый парк Жигулей и праворульных Тойот.
  • Средняя цена продаваемого автомобиля (нового и дилерского — около 22000 долларов).
  • Официально озвученный парк более, чем в тридцать миллионов автомобилей и около четверти этого парка «мертвых душ», существующих лишь в документах ГИБДД.
  • Более трети российских семей, уже владеют автомобилем.
  • Уровень продаж новых автомобилей, достигнутый перед кризисом — три миллиона автомобилей и коэффициент выбывания автопарка — около 6% в год, при котором только для замены выбывающих автомобилей парка требуется ежегодно вводить на рынок около полутора миллиона автомобилей.
  • При таком коэффициенте выбытия средний срок жизни автомобиля будет начинаться от 16,5 лет.
  • На рынке сегодня можно насчитать около 3000 дилерских и около 12000 сервисных бизнесов, что, конечно, не предел…

Дальше я постарался проиллюстрировать несколько сюжетов, определяющих своеобразие российского автомобильного рынка. Конспективно:

  1. История рождения авторынка в России связана с одной из самых свинских совковых мифов о том, что «в России до революции не было автопрома, он был создан лишь во времена индустриализации». Неправда, по меркам мировых рынков того времени в дореволюционной России был вполне приличный парк автомобилей и несколько производителей, самым известным из которых был Русско-балтийский завод, производивший несколько сотен автомобилей («Руссобалт») в год.
  2. В советский период производство автомобилей было незначительным (производственная мощность самого крупного завода — ВАЗ была меньше миллиона автомобилей в год, мощности ГАЗа, ЗАЗа и АЗЛК были существенно меньше), т.е. в лучшие годы СССР производил около миллиона автомобилей (на 300 миллионов населения), длительность «очереди на приобретение автомобиля» достигала нескольких лет и для большинства счастливых обладателей автомобиля реальностью была пожизненная эксплуатация одного счастливоприобретенного автомобиля.
  3. Еще одна особенность авторынка СССР — чудовищно низкая «гуманитарность» (доля личных автомобилей). На дорогах было гораздо меньше частных автомобилей. Чем грузовых и легковых, принадлежащих организациям. Приличная организация общественного транспорта и тотальная нищета выделяла отдельных владельцев личных автомобилей в касту (которых до сих пор по инерции называют «автолюбителями»). Советский человек должен был делать танк или пулемет, а не раскатывать на собственной машине (так и до вольнодумства недалеко).
  4. Еще одна особенность — критически низкая связность территорий страны хорошими дорогами и очень низкая мобильность людей, практически крепостная привязанность к одному месту проживания. Эта особенность во многом продолжает оказывать влияние и до сих пор.
  5. Быстрое наполнение рынка в течение пяти предкризисных лет объясняется стремительным ростом доходов россиян и тем, что приобретение недвижимости в стране практически запретно, что придает приобретению автомобиля (отчасти) характер инвестиции.
  6. Сегодня насыщенность рынка автомобилями всего вдвое отстает от такой насыщенности европейских рынков, а всего пять лет назад российский рынок отставал втрое.
  7. Сегодня стоимость владения автомобилем российской семьей в процентном отношении существенно выше (до 20% доходов), чем в Европе, Японии и США (3-6%), при том, что Россия, безусловно, стала автомобилизированной нацией
  8. В сценарии владения автомобилем до сих пор существенной особенностью является самостоятельный ремонт, т.к. на рынке эта услуга практически отсутствует, либо неадекватно дорога и некачественна, сервисная сеть на большинстве российских рынков еще не сложилась
  9. Характерной особенностью пока еще являются и существенные перетоки автомобилей с насыщенных рынков мегаполисов (в первую очередь из Москвы) «в регионы». Другая волна — идущие навстречу друг другу цунами праворульных японских машин с Дальнего Востока и европейских, либо произведенных на европейских территориях автомобилей. В районе Урала эти два потока встречаются. Пока еще существенным азиатским потоком является только поток корейских автомобилей, но не за горами волна автомобилей из Китая
  10. Кстати, читатели блогов и телезрители еще не осознают, что поток дешевых и качественных автомобилей из Японии уже накрылся медным тазом, вернее, запретительными пошлинами, что само по себе удорожает и ухудшает жизнь трети российских семей, для которых «праворуль» был единственным шансом попробовать, что такое качественный и недорогой автомобиль.
  11. Особенности выбора автомобилей россиянами близки к сценарию выбора других выбирающихся из нищеты стран: предпочтение седанам, максимально крупного размера из доступных вариантов. Особенности эксплуатации — больше всего поведение россиян напоминает безалаберную эксплуатацию автомобилей американцами.
  12. На рынке стараниями пиарных бюджетов торжествующих сегодня импортерских бизнесов ходит несколько вредных и разорительных для семейного бюджета мифов: миф «о новом авто», «об официальных сервисах», «об оригинальных запчастях и сервисах», «о помойках из Японии». Этот лоходром — естественное следствие эпохи первичного насыщения рынка.
  13. На российском рынке пока практически отсутствуют такие институты развитого автомобильного рынка, как системы аукционов и сети дилеров автомобилей с пробегом, цивилизованная практика trade-in (основанная на цивилизованной систематической работе с постоянной клиентской базой), остаются убогими страховые и в значительной степени кредитные продукты
  14. И последнее — дилерский (и импортерский) бизнес формировался как бизнес конкретных пацанов, и таковым в значительной мере и остается. Это накладывает характерный отпечаток на уровень стратегических и оперативных решений. Деньги всегда несут с собой особенности культуры их владельцев.

Ссылка на запись вебинара http://my.comdi.com/record/17213/. Спасибо за промоушн нашего курса всем, кто запостил в своих дневниках информацию о нем.

При подготовке следующей темы постараюсь заранее выложить круг обсуждаемых вопросов с тем, чтобы можно было заранее поприседать мозгами и накидать каверзных возражений…