Прогноз развития Авторынка на 2009 от Игоря Березина

Выдернул из статьи Игоря «Попытка прогноза развития крупнейших потребительских рынков России в 2009-м году» два фрагмента про то, что нам светит с рынком автомобилей и эксплуатационных расходов. Игорь — известный оптимист, но солидный аналитик и президент Гильдии Маркетологов. Всегда приятно прочитать что-то духоподъемное.
Посмотрите структуру расходов соотечественников. Внизу — покупка авто и владение авто. По моим прикидкам, владение авто съедает значительно больше. Это говорит о том, что обновление парка идет полным ходом, а расходы на эксплуатацию затенены и недомеряны.

 

Автомобили Когда речь заходит об оценке автомобильного рынка все эксперты оперируют только данными по первичному рынку. В который включаются данные по продажам подержанных иномарок впервые ввезенных и проданных в России в отчетном году. Это происходит потому, что действующая система налогообложения выталкивает вторичный автомобильный рынок полностью в «серую зону». Возможно, торможение экономики и консолидированные лоббистские (в хорошем смысле) усилия заинтересованных лиц подтолкнут к принятию давно назревших решений в этой сфере: отмене «двойного НДС» при трейдине и замене сложно сочиненных и не работающих налогов с продажи (дохода от продажи) автотранспортного средства на простую госпошлину в фиксированном размере, привязанную, например, к мощности двигателя. И чем проще – тем лучше. Идеальной была бы пошлина (с продавца) в 100 рублей за одну лошадиную силу. И точка. И никаких льгот. И никаких коэффициентов. Если эти полезные для развития рынка решения будут оперативно приняты, то не исключено, что уже в 2009-м году мы увидим рост, а не снижение рынка. Потому что, например, в США на один новый автомобиль, проданный дилером, приходится 2-3 подержанных. И основной доход (прибыль) дилеры получают именно от операций с автомобилями «с пробегом».
А пока поговорим о рынке «условно новых» (включая подержанные иномарки впервые ввезенные в Россию) автомобилей. В 2007-м году в России было продано около 2,5 млн. новых автомобилей на общую сумму в 1,3 триллионов рублей (более 50 миллиардов долларов). Рост рынка в натуральном выражении к 2006-му оставил почти 40%, в денежном – более 60%. Средняя цена автомобиля выросла более чем на 20% (в долларах) и составила почти 22 тысячи долларов. Таких же показателей роста ожидали в 2008-м. Планировалось, что объем продаж составит 3,5 миллиона штук, а в 2011-2012 гг. возрастет до 6 миллионов в год. Первое полугодие (и даже 9 месяцев) 2008-го оправдывали эти ожидания. Теперь прогноз придется пересмотреть. И среднесрочный тоже.
Хочу начать именно с него. Для того, чтобы в России в год продавалось 6 миллионов автомобилей (в два раза больше чем в Германии) надо чтобы уровень экономического развития в России, и доходы населения были не ниже (а даже на 10-15% выше), чем в Германии. Не хочу сказать, что этого не будет никогда. Патриотизм, гордость за державу, и все такое… Но, если быть реалистом и большим оптимистом, то на это потребуется лет 20. Не меньше. Так что о 6 миллионах на ближайшее десятилетие можно забыть. Да, и 5 миллионов теперь представляются далекими от реальности. А вот 3 миллиона в этом году все же будет продано. И на этом показателе вполне реально удержаться в 2009-м году. Но, для этого всем: и производителям, и дружественным им банкам, и дилерам придется очень хорошо постараться. И было бы совсем не лишним, чтобы и государство поддержало отрасль, если не финансово (это даже вредно), то хотя бы на уровне регулирования – см. выше. Ну, и о дальнейшем росте средней цены нового автомобиля на пару лет придется забыть. Скудные пока статданные свидетельствуют об обратном – смещении спроса в сторону более «бюджетных» авто.
В итоге на покупку новых автомобилей в 2008-м году россияне потратят около 1,85 триллионов рублей (75 миллиардов долларов). И, при хорошем раскладе, примерно столько же в 2009-м (в долларах это будет правда поменьше – около 65 миллиардов).
Но, для страны на долю которой приходится чуть более 2% мирового населения и около 3% мирового ВВП, 5% в мировых продажах новых автомобилей – это очень хороший результат; и рубеж на котором следовало бы закрепиться.
Расходы, связанные с владением автомобилем

Во-первых, — бензин. В 2008-м году его потребление в домохозяйствах составит около 30 млн. тонн. Или чуть больше тонны в год на один автомобиль. При средней годовой цене в 24 рубля за литр получается 720 млрд., или чуть меньше 30 млрд. долларов. В 2009-м потребление бензина в натуральном выражении должно возрасти на 10-15%. Растет сам автопарк. Пробки в крупных городах влекут повышение расхода топлива в городском цикле. Повышение цен на железнодорожные билеты делают поездки на личном автомобиле на расстояния в 300-700 километров экономически оправданными. Даже, если в машине только два человека. Средняя розничная цена бензина может снизиться до 23 рублей. А, если, цена на нефть продолжит снижение к уровню 50 долларов за баррель и ниже, то и до 20. Но, уж никак не меньше. В результате граждане потратят на бензин от 700 до 750 млрд. рублей, или 25-26 млрд. долларов.

Во-вторых, — страхование. Сборы по ОСАГО в 2008-м году составят около 85 миллиардов рублей; по АВТО-Каско – около 160 миллиардов. Итого – около 10 миллиардов долларов. В 2009-м сборы по ОСАГО возрастут как минимум до 100 млрд. А вот с Каско ситуация неоднозначная. В связи со снижением количества новых автомобилей, приобретенных в кредит, рост страховых сборов по этому необязательному виду может и затормозиться, а то и вовсе прекратится. В итоге совокупные сборы могут составить около 260 миллиардов рублей, или 9 млрд. долларов. Здесь надо бы напомнить, что в 2006-м году совокупные сборы по авто-страхованию не превышали и 150 млрд. рублей (6 млрд. дол.).

В третьих, — прочее: шины, аккумуляторы, ТО, мелкий ремонт, масла, парковка, мойка и т.п. Оценить все это можно лишь весьма приблизительно. Но на круг сумма получается весьма внушительная. От 500 до 750 млрд. рублей, или 20-30 млрд. долларов. Возможно ли в 2009-м году существенное снижение расходов по статьям этой группы? Наверное – да. Машину можно реже мыть, или мыть самому. Ремонтироваться и обслуживаться не на фирменном сервисе, а в «пригаражном», пару сезонов поездить на «лысой резине» и со старым аккумулятором. В общем – резервы для экономии есть. Вопрос в том захотят ли авто-владельцы ими воспользоваться.

В целом расходы, связанные с владением автомобилем в 2009-м году останутся на уровне примерно в 1,5 триллиона рублей (чуть более 50 млрд. долларов). Или снизятся до этого уровня, если предположить, что в 2008-м они были несколько выше (1,6-1,7 триллиона рублей или около 65 млрд. долларов).

Тем не менее, нельзя не заметить, что весьма многочисленным участникам этих рынков (связанных с обслуживанием автопарка) будет чем заняться. Хотя, конечно, такой сладкой как в 2006-м и 2007-м годах их жизнь не будет. Но, и «голодной смертью» они не помрут. По крайней мере те из них, кто наконец повернется «лицом» (а не тем местом, которое мы уже почти привыкли лицезреть в многочисленных «сервисах», включая фирменные) к реальному потребителю.

Источник: Игорь Березин