Поколение Skoda или поколение Lada…

Лет пять назад на семинаре в ВШЭ обсуждали со студентами тенденции развития потребления. В ходе моделирования родилась интересная модель: сильные и яркие бренды формируют вокруг себя всё увеличивающиеся сообщества потребителей, лояльных именно этим брендам.

DSC07466.JPG

За исключением небольшого процента эстетов-маргиналов, клиентская база совокупности потребителей делится между небольшим количеством брендов. Вследствие того, что производство продукта великолепного качества (функциональных свойств) перестает быть проблемой, основой привлекательности бренда становится способность генерировать стиль (life style) в соответствии со своим «культурным кодом». Так, например, сформируются группы людей «мерседеса» и группа людей «тойота», лояльно относящиеся ко всему, что делает компания, близкая им по духу.

Так, во многом реально существует «поколение Pepsi». Пепси — это мода (fashion), образ жизни и набор культурных и поведенческих штампов. Конечно, я утрирую, но тренд налицо — автомобильные бренды становятся в значительной степени элементом life style, fashion-феноменами, т.е. элементами глобальной моды. Аксессуарами давно и очевидно стали большинство девайсов — мобильники и плейеры. Как вы считаете, что более реально, автомобиль от i-phone, или мобильник от Феррари?

Рояль от Audi, стул от Volvo, ноут от Ламбо, Бентли или Майбах, не такие уж запредельно фантастические вещи (Aser и Asus просто на поток поставили кобрендинговые проекты производства автоноутов). Причем, если рояль — это не то, что формирует нашу повседневную среду обитания, то стул, или ноут, как раз то самое.

http://www.carclub.ru/news_pics/__dizajn_fun_klubnye__318_4a64a73925973.jpg

http://www.gadgetreview.com/wp-content/uploads/2008/10/bentley-ego_1.jpg http://www.altracing.ru/uploads/posts/2008-09/1222191829_ego_computer_image_detail.jpg

http://www.tormozi.ru/f/a0/ru/auto/200904/14174211.6.jpg http://www.tormozi.ru/f/a0/ru/auto/200904/14174211.1.jpg

http://images02.olx.ru/ui/3/93/77/43728677_1.jpg http://news.ferra.ru/images/104/104092.jpg

Автопроизводители в большей степени, чем кто-либо, формируют не только продукт, дизайн, но и смысл. Поэтому всегда любопытно видеть концепты, несущие смысл нетривиальный.

Год назад на Московском автосалоне видел интересный комплект — на крыше Шкоды Скаут установлен багажник для перевозки велосипедов марки «Skoda», и на нем горный велосипед очень приличного качества и той же марки.

Это уже не сувенирка (будучи фанатами Ауди, мои дети с удовольствием носят толстовки и шапочки «Quattro», а я сам увидел на склоне лыжи Quattro черного цвета и запал на них).

А теперь представьте себе, по количеству упоминаний и по системе ценностей, какие бренды ближе массовому российскому потребителю? И будет ли следующим поколением поколение «Skoda», поколение «Hyundai», или поколение «Lada»?

И действительно (безотносительно к качеству машин и тем, кто их делает, исключительно ценности убежденных защитников марки): кидалово, русский марш, пролетарский снобизм, — чем не Лада-ценности? Есть все шансы для формирования поколения ВАЗа…

Фото с http://zyalt.livejournal.com/176818.html#cutid1

Отдельными темами стоит говорить об автомобильных брендах в мире одежды и обуви, о диверсификации автоконцернов в другие сферы нашей жизни, помимо автомобилей и об игрушках на автомобильную тематику (думаю, эта индустрия по объему сравнима с производством автомобилей). На тему об игрушках и моделях давно собираю подборку «Дети автомобиля», но это уже совсем другая история…