Почетные пенсионеры. Не умерли, просто переехали…

Пока ковырял инет в поисках Samand, наткнулся на очаровательный текст, посвященный обычаю стран третьего мира производить вышедшие из употребления в первом модели автомобилей. И обыкновению производителей первого мира выводить производства устаревших автомобилей в страны третьего мира.

Уже выкладывал пост о своих впечатлениях о китайском автопроме после поездки в Китай (http://blog.motopapa.ru/puteshestviya/kitajskij-avtoprom.html, и http://blog.motopapa.ru/puteshestviya/kitajskij-avtoprom-prodolzhenie.html). Далее авторский текст Дмитрия Ларченко:

«Россия — далеко не единственная страна, где выпускают и продают машины, разработанные 20, 30 или даже 40 лет назад. На самом деле, до сих пор на конвейере остаются Audi 100 начала восьмидесятых, Peugeot 405 и даже VW Golf первого поколения. Купить его можно в Южной Африке за 14 тысяч долларов. Только стоит ли?




ВАЗовские «шестерки», которые не могут покинуть конвейер без малого 30 лет — далеко не единственный «автомобильный анахронизм». На самом деле Volkswagen продолжает выпуск Passat и Golf конструкции 70-х годов, 20-летнюю Audi-100 до сих пор продают под видом люксового седана, а Peugeot 504 1968 модельного года охотно покупают почти за 30 тысяч долларов США.

Все эти старые автомобили не умерли, а просто переехали — в Африку, Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. Там нет строгих экологических требований, жестких норм безопасности; да и избалованных покупателей, прямо скажем, немного. Поэтому если оборудование для производства старых моделей еще не выработало свой ресурс, его отправляют в развивающиеся страны, и благодаря местной (дешевой) рабочей силе снятые с конвейера машины обретают новую жизнь. Как правило, долгую и счастливую.

Volkswagen/Audi

Наверное, самым удачным продавцом позавчерашних технологий можно назвать немецкий концерн Volkswagen. До последнего времени он продавал «новые» микроавтобусы Transporter и даже «Жуки», разработанные еще в первой половине прошлого века. Несколько лет назад, правда, их пришлось снять с производства даже в неприхотливой Южной Америке.

Пользуясь принципом «Фольксваген — он и в Африке Фольксваген», в ЮАР концерн до сих пор выпускает «Гольф» первого поколения, производство которого в Европе свернули еще в начале 80-х. Как и в случае наших «Жигулей», устаревшую модель в рекламных проспектах называют классической, время от времени слегка обновляя ее агрегаты и внешность.


Что интересно, африканский «Гольф» первого поколения стоит дороже нашей «десятки» — от 10 до 15 тысяч долларов.

Еще одним важным рынком для сбыта старых VW стал Китай. Древний VW Santana (седан на базе «Пассата» 70-х годов) за последние 20 лет разошелся по Поднебесной тиражом более 1800000 экземпляров и до сих пор является лидером на местном рынке. Раньше машину поставляли только госструктурам, которые в 2-миллиардном Китае, понятное дело, немаленькие. Сейчас чиновники пересаживаются на более современные автомобили, а давно устаревшую «Сантану» выпускают уже для рядовых китайцев.

С двигателем 1,8 литра и каталитическим нейтрализатором она соответствует экологическим нормам «Евро-2» и разгоняется до «сотни» за 14 секунд. Базовая «Сантана» обходится китайцам в 10 тысяч долларов. Самая дорогая версия старого «Фольксвагена» называтся Santana 3000. Она отличается от доступной модели примерно так же, как ВАЗ 2114 от обычной «девятки». Люксовая «Сантана» стоит 15 тысяч долларов — в два раза дороже базового «Фольксвагена» китайского рынка — VW Gol.

Volkswagen Gol — это еще один пример успешных продаж старых технологий. Формально Gol выпускается в Бразилии с конца девяностых. На самом же деле в основе этой машины платформа VW-BX с продольным расположением двигателя. Среди европейских машин наиболее близким родственником «Гола» по технической начинке можно считать Audi 80 конца семидесятых годов.

Бразильский «Фольксваген-Гол» поставляют не только на рынки развивающихся стран, но и в Россию. Здесь он называется VW Pointer и стоит намного дороже, чем в Китае или Бразилии.

Таким образом, в развивающихся странах, в отличие от Европы, Volkswagen все еще можно назвать «народным автомобилем». А в сегменте «люкс» немцы продают старые Audi, например «сотку» начала восьмидесятых годов. В Китае эта машина называется Hongqi Luxury Sedan, комплектуется двигателем объемом 1,8 литра и разгоняется до 170 километров в час. Более «крутым» покупателям адресован Hongqi Premium Luxury Sedan — «Ауди-100» следующего поколения с двухлитровым двигателем Nissan.

Французский след

Наверное, каждый российский автолюбитель, впервые попавший в Египет, удивляется огромному количеству Peugeot 504 на местных дорогах. Эта машина — самый популярный автомобиль у местных таксистов. Как и старая 24-я «Волга», Peugeot 504 с кузовом «универсал» имеет три ряда сидений, которые можно сложить, получив огромный багажник. Во Франции выпуск 504-го начался еще в 1968 году и прекратился в начале 80-х. Зато эти эти машины до сих пор делают в Нигерии. Интересно, что древний Peugeot 504 стоит там лишь немногим дешевле относительно свежего «406-го», который тоже производят в Африке. Цена этих машин — примерно 23 и 29 тысяч долларов соответственно.

Еще одним важным рынком для Peugeot/Citroen стал Иран. Туда французы передали линию по сборке Peugeot 405. Иранцы выпускают обычный «405-й» с кузовом «универсал», седан Peugeot Pars — («405-й» с внешностью в стиле «406-го») и серию собственных автомобилей марки Khondro, созданных на базе того же 405-го. Про эти автомобили говорят, что они «лучше 405-го» — примерно так же, как в свое время говорили про модификации «Жигулей», созданные ВАЗом уже без участия итальянцев.

А одним из самых престижных автомобилей на иранском рынке стал Citroen Xantia, место которого на европейском рынке давно занял С5. Xantia с довольно слабым двигателем 1,8 литра производится на заводе Saipa вместе со старой Mazda 121.

Наконец, как и VW, французы в полную силу используют для продажи устаревших моделей огромный китайский рынок. Вместе с «Фольксвагеном» Peugeot/Citroen продают половину всех автомобилей в Китае. Citroen раньше выпускал для Китая гидравлические XM и Xantia, но потом решил остановиться на дешевом ZX, выпуск которого в Европе закончился семь лет назад. На местном рынке он называется Citroen Fukang и стоит от 10 тысяч долларов. Более престижный седан на базе ZX называется Citroen Elysee и имеет обновленный внешний вид.

Итальянцы и другие

В прошлом веке FIAT подарил «народный автомобиль» не только Советскому Союзу — свои «жигули», были в Польше, Югославии и Турции. Сейчас турки с поляками перешли на выпуск более-менее современных автомобилей, а вот завод в Черногории до сих пор штампует Fiat 128, впервые представленный на туринском автосалоне 1969 года. Эта машина претерпела небольшие изменения и теперь называется Zastava Koral. Этот же автомобиль под маркой Yugo в свое время экспортировали в США. Пожалуй, это единственная машина, про которую американцы говорят: «Хуже, чем ‘Лада'».

Кроме того, FIAT до сих пор продолжает на своих южноамериканских заводах выпуск UNO — модели начала 80-х. Ее продают в Южной Америке за 10 тысяч долларов США.

Наконец, мы подошли к, наверное, самому старому серийному автомобилю на планете. Это иранский народный автомобиль Paykan. В прошлой жизни, которая началась аж в 1966 году, этот автомобиль был известен как Hillman Hunter (выпускался европейским отделением Chrysler). Несколько лет спустя Иран купил лицензию и наладил выпуск Paykan, который продолжался до 1985 года. Заводы Hillman закрылись, и иранцам оказалось негде брать агрегаты для своего, можно сказать, единственного автомобиля.

Тогда на помощь пришли французы из Peugeot. C их помощью Paykan получил моторы и ходовую часть от снятого с производства Peugeot 504. А к 1991 году выпуск практически всех комплектующих для машины наладили внутри страны.

То, что «Пайканы» выпускались без малого сорок лет — результат высоких пошлин на импорт автомобилей. Эти автомобили по цене 8-9 тысяч долларов США можно приобрести и сейчас, хотя их выпуск свернули пару месяцев назад.

«Пайкан» так и продолжал бы сходить с конвейера, если бы иранские власти однажды не осознали, что вся страна захламлена миллионами этих прожорливых, ненадежных и небезопасных автомобилей. Тогда чиновники буквально заставили автопроизводителей прекратить выпуск «Пайканов» и подумать о другой доступной модели.

Не правда ли, ситуация напоминает российскую — у нас ведь тоже продолжают выпускать «Жигули», в основе которых FIAT-124 конца шестидесятых? Российско-иранскую аналогию можно продолжить, сказав, что преемником «Пайкана», скорее всего, станет Renault Logan.

Правда, в нашей стране выпуск Renault воспринимается как цветок на могиле довольно современного и безопасного «Святогора». А трижды устаревшая вазовская «классика», похоже, обречена на вечную жизнь.»

http://share.dewil.ru/mirror/lenta.ru/auto.lenta.ru/l/articles/2005/08/16/anachro/