Особенности владения автомобилем в странах Европы…

Опять перепост и опять у Пырсика, который нарыл  интересный обзор впечатлений об автомобильных рынках в Европе (в т.ч. и в странах СНГ). Советую пройти по ссылке и открыть полные версии комментария по каждой стране.

На сайте русской службы Deutsche Welle ввели рубрику «Досье». Один из первых же выпусков посвятили автотематике — провели опрос на тему «Сколько стоит иметь автомобиль» в Европе и в постсоветских республиках. Материалы подготовлены с характерной европейской подчеркнутой невозмутимостью и отстраненностью, тем не менее, вывод напрашивается сам по себе: Западная Европа слезает с автомобилей и пересаживается на общественный транспорт, задушенная налогами, платой за парковку и прочими сборами, а Восточная Европа и бывшие страны соцлагеря продолжают жадно потреблять блага автоцивилизации.

Я прочитал обзоры по всем странам и хочу отметить, что реальная ситуация в России больше всего похожа на немецкую из репортажа. Зарисовку о России можно смело опускать — журналист собрал в Питере какой-то бред. В целом стоимость владения автомобилем в России пока что еще сильно ниже европейской — в силу отсутствия серьезных налогов, платы за парковку, а также гибкую возможность ремонта и обслуживания авто — от гаражного сервиса до СТО официального дилера.

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3990197,00.html

Для удобства чтения смакетировал эти тексты, получилось около 20 страниц:

Автомобиль в бюджете немцев: удовольствие не из дешевых

Всем хорош — вот только цена кусается…

По числу автомобилей на душу населения Германия находится на одном из первых мест в Европе. Однако это вовсе не значит, что наличие машины не особенно сильно отягощает семейный бюджет.

В Германии на тысячу жителей приходится в среднем 600 легковых автомобилей, и это один из самых высоких показателей в Европе. Тем не менее, ошибочно утверждать, что владение машиной проходит безболезненно для семейного бюджета.

Согласно статистике, за новую машину немцы в среднем платят от 15 до 20 тысяч евро. Многие в Германии покупают автомобили через фирмы, которые, пользуясь разницей стоимости машин в странах Евросоюза, предлагают новые модели на несколько тысяч евро дешевле, чем официальные дилеры.

Большой популярностью в ФРГ пользуются и подержанные автомобили. Покупка такой машины имеет прямой смысл, ведь многие автомобили уже после года эксплуатации теряют четверть, а то и треть своей цены. Но в последнее время на рынке появляется все больше новых бюджетных моделей, таких как Dacia Sandero, которые стоят чуть больше 7 тысяч евро.

Купить автомобиль — это только полдела
Малыш Smart приобретает все большую популярность

Во-первых, немецкие автовладельцы платят налог, величину которого фискальные органы определяют, исходя из объема двигателя. Сумма — в зависимости от модели и ее мотора — может колебаться от 67 евро в год за содержание микромобиля Smart до, скажем, 330 евро за внедорожник Porsche Cayenne с объемом двигателя 4,8 л.

Если взять за основу самый массовый автомобиль Германии — Volkswagen Golf с базовым мотором объемом 1,4 литра, то налог на него составляет 94 евро в год. На дизельные модели налог значительно выше. Так, к примеру, дизельный Golf с двигателем объемом 2 литра обходится налогоплательщику в 308 евро в год. К слову, вскоре машины в Германии будут облагаться налогом не по объему двигателя, а по количеству углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу за один км пробега. Машины, отвечающие новым стандартам Euro 5 и 6, освобождаются от налогообложения сроком на два года.

Автостраховка бюджет не щадит
Содержание «народного автомобиля» обходится недешево

Гораздо более серьезная статья расходов — автомобильная страховка. Остановимся лишь на обязательном в Германии страховании гражданской ответственности — в России это ОСАГО. Обладателю автомобиля Golf, проживающему, например, в Кельне и имеющему несколько лет опыта вождения, такая страховка обойдется примерно в 450-500 евро в год. Почему указан город? Потому что страховой взнос зависит и от того, где зарегистрирована машина. Если в большом городе, то, по мнению страховщиков, повышается и риск возникновения аварийных ситуаций — соответственно растет и величина выплат.

Следующая и, пожалуй, самая существенная статья расходов — топливо. В настоящий момент литр 95-го бензина стоит в Германии в среднем около 1,15 евро, дизель — примерно на 10 центов дешевле. Городские жители проезжают за день, как правило, не более 30 км. Но многие немцы накручивают и по 50-60 км в день, а то и более, особенно если место их работы расположено в другом городе. Правда, эти траты государство рассматривает как издержки, связанные с профессиональной деятельностью, а потому часть их автовладельцы могут списать с налогов, то есть — получить обратно.

Ох уж эта парковка!

Поиск и оплата места для стоянки — тема, вызывающая нешуточное раздражение у многих немецких автовладельцев. В центре Кельна, например, каждые полчаса на городской парковке обходятся в 1 евро и более. И это при условии, если вообще удастся найти место. Снять место для стоянки стоит 70 евро в месяц, купить его можно в лучшем случае за 10 тысяч. Если же вы бросите автомобиль где попало, то наверняка заплатите высокий штраф или, и того хуже, машину заберет эвакуатор. За то, чтобы любимое авто вернули, придется заплатить как минимум пару сотен евро.

К общему списку расходов остается добавить и обязательные посещения станций техобслуживания, на которых можно спокойно оставить пару сотен евро. В конечном итоге, если не учитывать различные непредвиденные расходы, такие как штрафы или ремонт, то в среднем месячное содержание купленного в кредит автомобиля в Германии обходится в сумму от 350 до 500 евро. И это если учесть, что средняя месячная заработная плата немцев составляет около 2,5 тысяч евро, причем без вычета налогов, на которые уходит от трети до почти что половины от всей суммы дохода.

Глеб Гаврик

Обслуживание автомобиля в России: «по знакомству» дороже, но надежнее

Многие владельцы «Лады» мечтают пересесть на иномарки

Россияне жалуются на коррупцию, но когда дело касается их личных интересов, по-прежнему готовы платить «мимо кассы», лишь бы заказ был выполнен в срок и качественно. Один из примеров — содержание личного автотранспорта.

Благодаря росту уровню жизни населения в начале нового тысячелетия количество автовладельцев в России увеличилось. И Санкт-Петербург не является исключением из правила. В рабочие дни на улицах города можно увидеть машины всех известных мировых производителей. Преобладают, естественно, подержанные иномарки японского, корейского и немецкого производства, но попадаются и автомобили так называемого премиум-класса.

Mercedes 300

Филипп — владелец фирмы по приему иностранных туристов из числа особо важных персон — ездит на новом 300-м «Мерседесе». Во сколько ему обходится ремонт «железного коня»?

«Ну, приблизительно, думаю, 40 -45 тысяч рублей. Это, если ремонт плановый. А если внеплановый — еще дороже», — говорит Филипп.

На самом деле, в распоряжении Филиппа — целый автопарк принадлежащей ему фирмы, поэтому его случай не слишком характерен для петербургских автолюбителей.

Техосмотр «по дружбе»

Иван работает в бюро по ремонту телевизоров. У него — «Фольксваген-Пассат» 1989 года выпуска. Машиной он пользуется каждый день. Соответственно, основные траты, связанные с автомобилем, это бензин, и оплата ремонтных работ:

«На бензин у меня уходит порядка 40.000 рублей в год», — говорит Иван. На замену масла и фильтров он тратит еще 4.000 рублей. «Но основная статья расходов — это ремонт. Поскольку машина старенькая, автомеханикам я отдаю десять — двенадцать тысяч рублей ежегодно».

Технический осмотр автомобиля производят знакомые Ивана. Соответственно, и оплата за получение талона идет в их карман.

Гаишники взывают к совести водителей

Еще одна статья расходов, весьма актуальная для российских автовладельцев — вынужденное общение с сотрудниками Госавтоинспекции. После ужесточения наказаний за нарушения правил вождения, инспекторы ГИБДД не могут брать штрафы прямо на месте. Однако на практике, свидетельствует Александр — менеджер петербургского филиала одной из крупных международных корпораций, это далеко не так. Сам Александр ездит на работу на «трешке» БМВ 1998 года выпуска, и наметанный глаз «дорожных милиционеров» часто выделяет его автомобиль из общего потока.

По словам Александра, ему нередко приходится сталкиваться со случаями откровенного вымогательства на дорогах, хотя, по словам нашего собеседника, нарушений либо не было вовсе, либо были менее серьезные, чем те, что ему пытались приписать:

«Один раз после долгой беседы с представителем ГАИ, я спросил у него, чего же он хочет? Он ответил «Сколько совесть Ваша позволяет». Мне совесть «позволила» ровно то, что было у меня в бумажнике, то есть 500 рублей», — свидетельствует Александр и заключает «Это было откровенное вымогательство».

И Александр, и Иван заключили только обязательную для владельцев машин «автогражданку» — ОСАГО. Для двадцатилетнего «Фольксвагена» она обходится 3000 рублей в год, для десятилетней «БМВ» — это около 5000.

Все хорошее стоит дороже

У Анастасии — звукорежиссера одной из петербургских радиостанций — «Лада-десятка» 2002 года выпуска. За 6 лет Анастасия наездила немногим более 45000 километров, поскольку машиной пользуется в основном по выходным и во время отпуска. Соответственно, денег на обслуживание уходит не так много, впрочем, показывать машину автомеханикам все равно приходится регулярно. На станции технического обслуживания у Анастасии есть знакомые механики, и это обстоятельство привносит определенную специфику в оплату их услуг:

«Большая часть работ выполняется, что называется «неофициально», хотя и на станции техобслуживания. Поэтому в чеках значится одна сумма, и сверх того я оплачиваю наличными гораздо больший объем работ, чем тот, что обозначен в квитанции. Обычно, посещение станции техобслуживания мне обходится в десять — двенадцать тысяч рублей. А вот в прошлом году я меняла коробку передач и за все  про все заплатила около пятнадцати тысяч», — признается Анастасия.

Несмотря на то, что ее машина находится в приличном состоянии, осенью 2009 года Анастасия планировала купить иномарку — либо новую российской сборки, либо пяти — шестилетней давности, привезенную из Европы. Однако введение новых более высоких пошлин на подержанные автомобили иностранного производства заставило отложить эти планы на неопределенный срок.

Заплатил налоги — спи спокойно

Уже несколько лет транспортный налог в Санкт-Петербурге повышается сразу после 1 января. Так, в наступившем, 2009 году владельцы автомобиля с мощностью до 100 лошадиных сил будут платить по 22 рубля (против 20 в прошлом и 18 в позапрошлом) за единицу мощности. За двигатель от 100 до 150 л.с. придется уплатить по 35 рублей за «лошадку», от 150 до 200 — по 50 рублей, от 200 до 250 л.с. — 75 рублей. Наконец, за двигатель мощностью свыше 250 лошадиных сил владелец автомобиля заплатит 150 рублей за каждую единицу.

Владимир Изотов

Автомобиль в Белоруссии: средство передвижения и необходимая роскошь

Автостоянка в Минске

Цены на бензин в Белоруссии кусаются, тем более что средние заработки в стране составляют 250 евро в месяц. Но пересаживаться в общественный транспорт здешние автовладельцы не спешат.

По официальным данным, в Белоруссии зарегистрировано около 2,5 миллиона легковых автомобилей. В последние годы фактором раздражения местных водителей становится цена топлива. Она ощутимо бьет по кошельку белорусов. Однако отказываться от машин они не хотят.

Приоритет — подержанные авто
Автострада под Минском

Цена на автомобили в Белоруссии варьируется в пределах от  нескольких сотен до сотни тысяч евро. По словам автодилеров, самые ходовые иномарки стоят от трех до шести тысяч евро. «Белорусы чаще всего покупают подержанные машины. 95 процентов — это европейские автомобили», — отмечает экономист Леонид Заико.

Важный атрибут законопослушного водителя — права — также влетает в копеечку. Сегодня стоимость обучения в частной автошколе вместе с оплатой топлива обойдется белорусу от 400 до 700 евро. К слову, в них обучается очень много женщин.

Стимул избегать ДТП

Покупая автомашину, житель Белоруссии обязан заключить ежегодную страховку. Ее сумма зависит от того, сколько лет водителю, как давно он за рулем, как часто попадал в ДТП, а также от объема двигателя машины.

Начинающий столичный водитель Ксения несколько лет назад купила скромную «легковушку» за 2 тысячи евро. «В этом году была 10-процентная скидка на страховку, так как год я отъездила без дорожных происшествий», — говорит Ксения.

Обязательное ежегодное страхование машины Skoda Felicia 1995 года выпуска, с объемом двигателя 1,3 литра, обходится ей примерно в 35 евро в год.

Опять техосмотр!
Все под контролем

Ежегодно белорусские водители обязаны проводить техосмотр своего транспортного средства. Сама процедура стоит менее 10 евро, однако может повлечь и расходы в десятки раз большие.

«Вам очень повезло, если вы прошли техосмотр сразу. Скоро осмотр моей машины, и я абсолютно уверена, что с первого раза она его не пройдет», — жалуется Ксения. Под этими словами могут подписаться многие, если не большинство белорусских автовладельцев.

Неудивительно поэтому, что некоторые предпочитают заплатить «сверху», чтобы проверяющие сотрудники станций техобслуживания закрыли глаза на недостатки авто. Только в 2008 году милиция выявила порядка двух тысяч поддельных квитанций о прохождении техосмотра.

Кстати, штрафы — отдельная статья расходов белорусского автовладельца, не обязательная, но — весьма распространенная на практике.

Если бы не ремонт и парковка…

Еще одна головная боль белорусского автолюбителя — ремонт и замена деталей четырехколесного друга. Причина — старый автопарк страны, да и дороги оставляют желать лучшего. К тому же, цена ремонта у «умельца дяди Васи» из ближайшего гаражного кооператива в несколько раз ниже, чем тарифы официальной автомастерской.

Многие владельцы паркуют свои машины прямо перед домом. Услуги платной стоянки в Минске обойдутся от 50 центов до евро за сутки.

С ветерком — и комфортом

Растущие цены на топливо ощутимо бьют по бюджету белорусов, зарабатывающих в среднем 250 евро в месяц. Один литр бензина АИ-92 стоит 62 цента, АИ-95 — 71 цент. Дизель дешевле — 56 центов. Тем не менее, пересаживаться на общественный транспорт автовладельцы не спешат.

«Когда платишь за бензин, это означает, что не нужно тратиться на талоны, проездные, и не испытываешь неудобств, связанных с сутолокой в автобусах, троллейбусах и трамваях», — считают хозяева личного авто. А ради этого можно и раскошелиться.

Сергей Панченко

Расходы на автомобиль в США: платежи банку и регулярная »подпитка» для двигателя

Большинство американцев ездят на автомобилях »в долг»

В отличие от России, в США приято покупать машину в рассрочку. Поэтому главной и самой значительной статьей расходов американского автомобилевладельца, являются ежемесячные выплаты в банк по кредиту.

По подсчетам министерства транспорта США, легковой автомобиль в среднем обходится американцу в 7200 долларов ежегодно. Правда, из этой суммы почти 4 тысячи — это платежи банку, поскольку мало кто покупает машину за наличные, -большинство предпочитает брать кредит.

Те, кто покупает машины за наличные, должны быть готовы к визиту налоговых служб. Закон обязывает автодилеров сообщать фискальным органам о любых сделках на сумму свыше 10 тысяч, в которых расчет производился наличными. Что же касается законопослушного гражданина, то покупая, скажем, «Шеви-Малибу» за 18 тысяч долларов, он, как правило, вносит задаток в 10 процентов, то есть 1800 долларов, а остальное занимает в банке.

Дорогое масло и дешевый бензин

Горючее и смазочное масло, согласно официальной статистике, — вторая по величине статья расхода на содержание автомобиля. В среднем на нее приходится до 1300 долларов в год. Литровая банка органического масла стоит полтора-два доллара, а синтетического — 6-7 долларов. Разница состоит в том, что масло в машине принято менять через каждые 5 с половиной — шесть тысяч километров пробега, а синтетическое — через 12 тысяч. Синтетическое масло считается «здоровее» для двигателя, поскольку оно не разлагается и не теряет свойств.

Владельцы больших и маленьких машин рады дешевому бензину

Бензин сегодня в Америке стоит примерно 50 центов за литр. Так, владелец спортивного «Понтиака» платит в среднем 35 долларов за полный бак. Вместе с ним низким ценам на горючее радуются владельцы 210 миллионов легковушек, бегающих по дорогам США. Ведь совсем недавно и им за литр бензина приходилось платить доллар, а то и больше.

Без страховки никуда

Купленную машину регистрируют в полиции, что вкупе с номерными знаками стоит от 60 до 130 долларов на два года, в зависимости от объема двигателя. Кроме того, на лобовом стекле обязательно должна быть отметка инспекционной проверки. Подобную проверку можно пройти в любой автомастерской. В ее ходе контролируется уровень выхлопных газов, проверяются тормоза, свет — за все про все 35 долларов. Конечно, если нет каких-нибудь значительных поломок.

Серьезная статья расхода — страховка, иметь ее — это закон, и за нарушение штрафуют нещадно. В семье, владеющей тремя автомобилями, на годовую страховку уходит от 2 тысяч долларов в год, причем в пригороде цена значительно ниже, чем в черте крупных городов, таких как Нью-Йорк. В районе Бруклина, например, минимальная страховка легковушки, покрывающая лишь расходы на «лечение» в случае аварии, обходится в 1600 долларов в год.

В Нью-Йорке машина — роскошь
Иметь автомобль в Нью-Йорке — проблемно и дорого

Впрочем, в Нью-Йорке иметь машину — вообще дорогое удовольствие. Одна парковка чего стоит. Если ставить машину вдоль обочины на счетчик, то выходит полтора доллара в час, а на платной стоянке с вас возьмут как минимум 30 долларов в день.

И упаси вас Бог превысить оплаченное на парковке время или бросить машину в неположенном месте, скажем, вблизи пожарного гидранта. Стандартный штраф — 140 долларов, а в самом центре города вашу машину просто подвесят к эвакуатору за задний бампер и отбуксируют на штрафную площадку. В этом случае за ее выкуп платить придется не меньше 300 долларов.

Стоянки при домах в Нью-Йорке вообще на вес золота. На Брайтон-Бич, где живет немало выходцев из бывшего СССР, стоянку у многоквартирного дома можно купить за 80 тысяч долларов, а в престижном Манхеттене стоимость парковки доходит до 250 тысяч. Да и просто езда по городу влетает в копеечку. Проезд через мосты, соединяющие пять районов Нью-Йорка, почти все платные — от 5 до 7 долларов в один конец.

Правда, воспетый еще Маяковским Бруклинский мост пока еще остается бесплатным, равно как и Махеттенский и Вильямсбургский, хотя мэр города и пытался уже дважды и там ввести плату за проезд.

Юрий Дулерайн

Автомобиль в Великобритании: разорение, да и только!

Против пошлин за въезд в центр Лондона

Лондон — первый европейский мегаполис, власти которого ввели плату за въезд автомобилей в центр города. К тому же его улицы — под неусыпным контролем парковочных счетчиков. Парковка может стоить 10 фунтов за час и выше.

По всему городу рыщут автоинспекторы в униформах и раздают штрафы направо и налево — добро пожаловать в Лондон! Однако британская столица — не исключение: во многих городах Туманного Альбиона, даже самых захолустных, вряд ли удастся запарковать машину бесплатно, особенно в центре.

Портмоне худеет на глазах
Peugeot 307

Многие британцы предпочитают подержанные машины. В том числе и потому, что в Соединенном Королевстве цены на автомобили на 20-30 процентов  выше, чем в остальной Европе. Машина-двухлетка, например Peugeot 307, обойдется жителю Великобритании в 8200-8500 фунтов, что примерно равняется 11 тысячам евро с небольшим. Дорожный налог на нее — в 210 фунтов ежегодно. Страховка, как и налог, дело обязательное. За нее водитель Peugeot заплатит около 48 фунтов в месяц.

В случае аварии по вине владельца страховка покрывает ремонт поврежденной им чужой машины. Она же возместит ему стоимость машины в случае угона. Размер страховых выплат может повыситься в случае попадания в аварию, или наоборот, уменьшиться, если ездить без «травм».

Ежегодная контрольная проверка — обязательна и включает замену масла, установку новых фильтров и проверку электроники. В зависимости от станции техобслуживания владельцу Peugeot придется выложить за нее не менее 380 фунтов. Замена покрышек будет стоить еще 355 фунтов. В случае с BMW, Jaguar или Mercedes затраты выше.

Что касается ремонта, то многие выходцы из бывшего СССР сходятся во мнении: в Великобритании не привыкли, вернее, отвыкли  ремонтировать. Там все меняют блоками, системами. Так что может случиться, что с годами свою машину придется купить еще раз — только на сей раз по запчастям.

Rolls-Royce обходят «малыши»
Rolls Royce

Несмотря на то, что именно в Великобритании выпускаются гигантские Rolls Royce, вообще-то большие машины здесь крайне неудобны не только с точки зрения затрат, но и из-за габаритов. Британцы предпочитают автомобили небольшие, на которых удобно парковаться.

Следующая серьезная статья расходов в программе содержания машины — это стоимость горючего. Надо учесть, что пробки на улицах — явление обыденное. А это дополнительный расход горючего. У среднестатистического владельца того же Peugeot, проводящего за рулем не так уж много времени, в неделю уходит на бензин приблизительно 80 фунтов. И это притом, что литр 95-го сейчас стоит 85 пенсов, в то время как еще недавно и за 1 фунт 30 пенсов переваливало.

Деньги — на ветер
Пробка в Лондоне

Отдельная статья расходов — парковка. Улицы большого Лондона находятся под неусыпным  контролем парковочных счетчиков. Парковка в центре британской столицы может стоить до 10 фунтов за час и выше. Но въезд в центр платный — это добрых 8 фунтов. Платить приходится даже за самые короткие стоянки. При этом терпение у большинства столичных автоинспекторов, которых в Лондоне — пруд пруди, заканчивается очень быстро: через несколько минут просрочки обычно выписывается штраф.

Счетчики подстерегают британцев в самых неожиданных местах. К примеру, стоянки при больницах — тоже платные, даже для пациентов. И никому не пожалуешься. Все к этому относятся нормально. Так что, если не хочется разбрасываться деньгами, лучше всего перемещаться в Англии автобусом. Дневной билет стоит от 3 фунтов.

Александр Народецкий

Автомобиль в Бельгии: лучше всего на свете пахнут новые машины

В центре Брюсселя

Несмотря на кризис и немалые расходы на содержание, ремонт и парковку автомобиля, в прошлом году парк новеньких легковушек вырос в Бельгии больше чем на 10 процентов.

Своих автоконцернов в Бельгии нет. Может быть, именно поэтому страна и приглянулась крупнейшим мировым производителям. На открытых ими заводах выпускается немногим менее миллиона автомобилей в год. И это в стране, уступающей по площади Московской области. Так что неслучайно в Бельгии к автомобилю относятся с почтением и говорят, что лучше всего на свете пахнут деньги и новые машины.

Содержание автомобиля — удовольствие не из дешевых. Первое — страховка. Без нее даже из гаража выезжать запрещено. «Бюджетный» вариант — это страхование гражданской ответственности (в России это ОСАГО), которое обходится примерно в 250 евро в год. Но такие полисы наименее востребованы.

Большинство автовладельцев делают выбор в пользу комплексной страховки (полное КАСКО), которая включают также техническую и медицинскую помощь за границей. Правда, она раза в четыре дороже. Но 90 с лишним процентов владельцев новых легковушек предпочитают именно ее. В зависимости от марки авто стоит она от 5 до 10 процентов от цены машины, но имеет свои неоспоримые преимущества.

Единовременный регистрационный взнос

Кто виноват в аварии — разберется страховая компания. Она же отвезет битую машину на станцию техобслуживания и предоставит другой автомобиль на время ремонта. Кроме страховки бельгийцам приходится платить единовременный регистрационный взнос. Теперь, в эру борьбы за экологию, он зависит от уровня вредных выбросов. За экологически более безопасный и экономичный мотор платить приходится в среднем 450 евро. Еще есть дорожный налог. Чем престижнее марка и больше объем двигателя, тем он выше.

Остались неизбежные расходы на техобслуживание. Чем моложе машина и меньше пробег, тем реже приходится менять различные детали. Час работы автомеханика стоит около 50 евро. Счет за ТО, замену фильтров, масла, регулировку и притирку клапанов: 350 — 450 евро. Самая дорогая профилактика, когда пробег подходит к 100 тысячам километров. Здесь надо быть готовым к расходам в 800-900 евро. В случае, если произошла авария, представители страховой компании непременно поинтересуются, а было ли своевременно пройдено ТО. Его отсутствие влетает в копеечку.

Годовой билет на все виды транспорта в 24 раза дешевле

Но если добро от станции техобслуживания получено, то заботой водителя остаются только топливо и омыватель для стекол. На нем, кстати, бельгийцы не экономят. Чистое и не поцарапанное из-за летящей грязи лобовое стекло повышает безопасность движения. Еще одна статья расходов — парковка. Жители Брюсселя получают специальные наклейки, позволяющие им бесплатно оставлять машину в своем районе. В остальных — плати. Полтора евро в час в рабочие часы. Но это на улице. А на закрытой стоянке — плата возрастает до 3,5 евро за час. Правда, въезд в центр города — бесплатный.

В итоге, как показывает практика, автолюбитель, помимо расходов на покупку своего преимущественно дизельного друга должен тратить на его железное здоровье около 6 тысяч евро в год. Автоненавистники указывают, что годовой билет на все виды транспорта стоит в Брюсселе в 24 раза меньше. Однако их призывы остаются без внимания. Несмотря на кризис, в прошлом году парк новеньких легковушек вырос в Бельгии больше чем на 10 процентов.

Леонид Сокольников

Автомобиль в Казахстане: заправка дешевле автомойки

В Казахстане подняли тарифы на холодную и горячую воду

Еще в середине 2008 года за литр АИ-92 просили не меньше 107 тенге (0,67 евро). Сегодня на самых дорогих заправках он стоит не больше 72 тенге (45 евроцентов) за литр. Зато стоимость автомойки кусается.

На улицах Алма-Аты

В полуторамиллионной Алма-Ате автомобилей не просто много, а очень много. Только по официальным данным, по улицам самого крупного города республики бегает более 500 тысяч различных автотранспортных средств. И ожидается, что уже в 2011 году парк автомобилей с алма-атинскими номерами перевалит за 850 тысяч единиц. Торговцы на автобарахолке об этом прекрасно осведомлены, а потому, несмотря на кризис, снижать цены на свой товар отнюдь не спешат.

Откровения торговца

«Это пусть продавцы машин свои цены снижают!» — рассуждает Мурат, ежедневно торгующий на местном рынке автомобильными аккумуляторами. Но как только к нему подошел потенциальный покупатель, появилась и готовность пойти на «существенную 10-процентную скидку», и даже желание угостить «дорогого гостя» горячим чаем. Уступчивость и улыбчивость на этот раз помогла, и, перебирая полученные купюры, Мурат разоткровенничался: » Раньше продавали по 15-20 аккумуляторов в день, а сейчас у нас максимум 5-6 аккумуляторов в день идет».

Мурат надеется, что очень скоро торговля все же оживится. И толчок этому дадут заводы-производители, которые пока поставляют свой товар по старым докризисным ценам: «Потому что и свинец подешевел. Естественно, тут и готовый аккумулятор в цене падает».

Замкнутый круг

Впрочем, Мурату еще повезло. Его палатка находится в самом начале авторынка. Чего не скажешь о его друге Вахиде. «Точка» Вахида, торгующая автопокрышками, расположена в глубине автобарахолки, а потому, несколько помявшись, он все же признает, что торговля у него хромает на обе ноги.

Тем не менее, Вахид, как и Мурат, если и готов в нынешней ситуации снизить цены на свою «резину», то не более чем на 10 процентов. Ссылка та же: мол, производители же свои цены не снижали. Нет и каких-либо движений в сторону снижения цен и при посещении автомойки. Как просили два года назад за «кузов-салон» в пределах от 900 до 1000 тенге (от 5,6 до 6,25 евро), так и просят.

При этом, в случае необходимости, автомойщики и про уважительные причины вспомнить могут — накануне новогодних праздников в Казахстане повсеместно для всех юридических лиц были подняты тарифы на холодную и горячую воду.

Бальзам для автоводителей

Но есть одна вещь, которая очень радует всех без исключения автовладельцев. Речь идет о ценах на топливо. Еще в середине 2008 года за литр «почти что народного» АИ-92 просили не меньше 107 тенге (0,67 евро). Сегодня же даже на самых дорогих заправках он стоит в лучшем случае 72 тенге или в перерасчете 45 евроцентов за литр.

Анатолий Вайскопф

Автомобиль в Италии: приоритет — двухдверная малолитражка

Итальянцы — нация автомобилистов

Итальянцы — страстные автомобилисты. И практичные. Потому на Апеннинах популярны малолитражки. Они не только экономичны: найти стоянку для таких машин в перегруженных итальянских городах значительно проще.

Итальянцы — это нация автомобилистов. А среднестатистическая итальянская машина — это малолитражка, часто двухдверная. Например, Fiat Punto. Объем двигателя — 1,2 литра. Обязательная страховка — от 700 до 800 евро в год. Начинающие водители платят до 1,5 тысячи евро. После аварии стоимость страховки повышается. Причем, сумма взноса зависит от характера дорожно-транспортного происшествия и степени повреждения автомобиля.

Страховка страховке рознь
На улицах Рима

В Италии водители подразделяются на классы, начиная с 14-го. В зависимости от класса рассчитывается и стоимость страховки. Например, ее сумма при классе 8 (шесть лет стажа без аварий) составляет 800-1000 евро. Есть, впрочем, и различные тонкости.

Так, например, согласно принятому недавно «закону Берсани» (по имени экс-министра внутренних дел), безаварийное вождение от 1-го до 5-го класса дает более высокий класс при страховке детей, но только если они прописаны у родителей. Стоимость этой страховки зависит и от класса самого автомобиля, особенно если включена страховая выплата в случае угона. Соответственно, чем дороже машина, тем выше стоимость страховки.

Без профилактики не обойтись
Главное — безаварийное вождение

Ежегодные профилактические работы, техосмотр, устранение мелких поломок — это около 400 евро в год. При замене шин — по 100 евро за одно колесо. По данным автоклуба Италии, среднегодовой пробег личных авто — 15 тысяч километров. Цены на горючее в настоящее время сильно колеблются — от 1,1 до 1,5 евро за литр. Недаром национальная энергетическая компания Agip гордится своей эмблемой — огнедышащим псом — и поясняющим ее лозунгом: шестилапая собака — лучший друг четырехколесного человека.

Автомобили старше 3 лет проходят ежегодную проверку выхлопа на предмет содержания углекислого газа. Эта процедура — вместе с талоном, который крепится на лобовом стекле — обходится в 15-20 евро. Прибавьте сюда и налог на владение автотранспортом — это 80 евро в год, в зависимости, конечно, от объема двигателя.

По автостраде — только за деньги
По автострадам Италии

Платные автострады тоже недешево обходятся владельцам. Стоимость этой услуги зависит от расстояний и частоты выездов. Минимальная плата составляет около 80 центов. За проезд 150 километров, например из Рима до границы области Лацо или Тосканы, с вас возьмут 3,6 евро. Большие пробеги из центра на юг Апеннин, например от Рима до Барии, обойдутся уже в сумму до 25 евро.

В принципе, дальние маршруты скалькулированы таким образом, чтобы проезд по ним обходился примерно во столько же, сколько железнодорожный билет в этом же направлении. Тогда, если у тебя на борту есть пассажиры, поездка обходится дешевле. Столичные власти грозятся в обозримом будущем ввести плату и за использование самых оживленных магистралей Вечного города на кольцевой дороге.

Почти что роскошь

В итоге самая скромная экономичная машина обходится среднестатистическому итальянцу в 2800-3000 евро в год. Эта цифра значительно возрастет, если речь идет о машине более высокого класса или престижной марки.

Сюда не входит расход на право въезда в исторический центр города. За такой пропуск автовладельцы платят в городскую казну, причем журналисты — только через Ассоциацию иностранной прессы. И это около 400 евро в год.

Алексей Букалов

Автомобиль на Украине: европейские цены при африканских доходах

На украинских дорогах — полное разнообразие марок и моделей

Высокие налоги и сборы вкупе с подорожавшими деталями являются главной причиной раздражения украинских водителей. Ну а самую большой урон бюджету украинского автомобилиста наносит бензин.

«Европейские налоги и цены при африканских доходах», — так оценивают нынешнюю ситуацию на Украине большинство автомобилистов. Коренной киевлянин и автомобилист с 30-летним стажем Павел в интервью Deutsche Welle сказал, что главное недовольство водителей вызывает введение абсолютно нереальных для большинства водителей поборов.

«Раз в два года нужно проходить техосмотр. А его никак не пройдешь, если не уплатишь налог на автомобиль», — сетует Павел. Ранее для его автомобиля этот налог не превышал, в пересчете, 40 евро, а теперь для машин с двигателем большего объема он увеличен в 7-8 раз. «И если это автомобиль «Волга», или УАЗ, на котором уже 30 лет ездит, например, пенсионер, то сама его машина не стоит той суммы, которую нужно заплатить в виде налога», — резюмирует он.

Сплошные хлопоты
Киевские дороги по сравнению с провинциальными — благодать

Сам Павел ездит на новом Opel Veсtra, который он собирается продать после нескольких лет эксплуатации. Говорит, что так поступал всегда. Ведь новая машина такого среднего класса хоть и стоит около 30 тысяч долларов, зато не требует практически никакого ремонта и не доставляет хлопот. Спустя 3-4 года, после пробега 100-120 тысяч километров, такой автомобиль можно продать за 18-23 тысячи долларов.

Правда, все сэкономленные при покупке деньги новому владельцу придется впоследствии выплачивать на обслуживание, ремонты и замены отработавших ресурс агрегатов. А если ездить не по киевским улицам, а по провинциальному бездорожью, то содержание такой машины и вовсе становится убыточным.

Удар по бюджету

Пока автомобиль еще сравнительно новый, его содержание обходится Павлу, в пересчете, суммой до 2 тысяч евро в год. Львиная доля этих денег сжигается в виде 200 литров бензина ежемесячно, которые стоят от 120 до 130 евро. Расходы на парковку, текущую замену шин и страхование «съедают» оставшуюся часть. Запчасти вместе с ростом курса доллара и евро на Украине подорожали в последние месяцы на 30-40 процентов.

И все это притом, что подавляющее большинство украинцев получает все ту же, если не сократившуюся, зарплату в гривнах. А многие и вовсе потеряли работу или вынуждены сворачивать свой маленький бизнес из-за кризиса.

Штрафы страшны не всем

В конце 2008 года в несколько раз возросли штрафы за нарушение правил движения и, соответственно, активность ГАИ. Пожалуй, только это вызывает тихое одобрение большинства водителей: ездить стало заметно безопаснее.

Правда киевские таксисты все-таки жалуются, что в их городе, где удельный вес миллионеров на душу водительского населения наиболее высок по всей стране, рулевые роскошных джипов и лимузинов по-прежнему не озабочены никакими правилами и доставляют немало хлопот.

Александр Савицкий

Автомобиль в Испании: далеко не каждому по карману

На одной из улиц города Сантадер на севере Испании

Желание пользоваться автомобилем у испанцев отбивают огромные штрафы, дорогое горючее, повсеместная установка парковочных автоматов, налоги, обязательная страховка, высокие цены за ремонт — не говоря о мировом кризисе.

Тот, кому доведется побывать в Мадриде, особенно в тех районах, где живет народ попроще, непременно удивится количеством припаркованных здесь автомобилей. Ими заставлены все дворы, улицы и переулки — как мостовые, так и тротуары. Если приглядеться, то несложно определить, что большинством этих машин уже давно никто не пользуется — как правило, они покрыты толстым слоем пыли.

Это дают о себе знать экономический кризис и безработица. Но не только они. Желание пользоваться личным автомобилем отбивают обернувшиеся огромными штрафами правительственные меры пресечения правонарушений на дорогах, дороговизна горючего, повсеместная установка парковочных автоматов, налоги, обязательная страховка и непомерно высокие цены за ремонт.

Дорогое удовольствие
Автомобилисты протестуют против высоких цен на бензин

Председатель Мадридского общества автолюбителей Антонио Мартинес Феррер предупреждает: «Если цены на горючее, а с ними и другие траты автомобилистов будут расти, нам вскоре вообще придется забыть об автомобиле. Кстати, только в прошлом году объемы продаж машин сократились более чем на четверть».

Цены на сами машины в Испании никогда не были низкими. Меньше 10 тысяч евро стоит разве что румынская Dacia. Самые ходовые малолитражки Seat, Pegeot, Renault, Ford и Opel обойдутся в 15-20 тысяч. Ну а за машину «покруче», например Volkswagen Golf, придется выложить не менее 25 тысяч. О Mercedes, BMW, Audi лучше не говорить: здесь все начинается с 30 тысяч евро.

Зарплата за ценами не поспевает

Средняя зарплата в Испании — одна из самых низких в Западной Европе: от силы полторы тысячи евро в месяц, причем две трети уходит на оплату квартиры и коммунальных услуг. Заправка 60-литрового бака обходится в 55 евро — это сейчас, а минувшей осенью цены доходили до 80.

Владельцу малолитражки замена износившихся колес обойдется в 600 евро, приводных ремней на двигателе — в 700, тормозных колодок — в сотню. Что же касается ремонта, то выправить любую вмятину стоит сотни, а если речь идет о дорогой марке машины, то и тысячи евро. На обязательную годовую страховку уходит 250 евро. Городской налог — от 150 евро.

Автомобилисты устали от «террора»
Полиция не дремлет

Штрафы — за превышение скорости, выпитую кружку пива, парковку в запрещенном месте или неправильный обгон — могут намного превысить тысячу евро, в зависимости от настроения штрафующего вас инспектора.

Поскольку несколько лет назад все эти сборы показались мадридскому градоначальнику недостаточными, он решил «порадовать» автомобилистов новшеством — повсеместно расставил парковочные автоматы. За каждые полчаса стоянки — один евро. Не заплатил — гони штраф, сумма которого может достигать 90 евро. В итоге горожане, изнуренные автомобильными тратами, постепенно пересаживаются на метро, трамвай и автобус…

Виктор Черецкий

Автомобиль в Армении: экология поневоле

«Опель» стал в Армении поистине народной машиной

В минувшем году спрос на легковые автомобили в Армении увеличился на 18 процентов. Лидерами импорта остаются российские и немецкие машины, а бензину и солярке армянские автолюбители предпочитают природный газ.

Несмотря на сокращение мирового спроса на автомобили, импорт легковых машин в Армению в 2008 году вырос на 18,5 процента, превысив отметку в 41 тысячу единиц. Для страны, в которой проживает чуть менее трех миллионов человек, это немалая цифра. При этом в национальном комитете по госдоходам отмечают, что импорт старых, и, соответственно, дешевых машин сократился более чем на 27 процентов.

Специалисты связывают это с ужесточением налогообложения. В Армении, где нет собственного автопрома, импорт подержанных автомобилей облагается дополнительным прогрессивным налогом в виде природоохранных выплат. Чем старее машина, тем больше налогов платят за нее при растаможивании. Так, для машин в возрасте от 5 до 10 лет налоговая ставка составляет 2 процента от таможенной стоимости, а для машин старше 15-ти лет — 20 процентов.

В Армении предпочитают российские и немецкие машины

Лидерами импорта остаются российские автомобили, на втором месте находятся немецкие машины. Поистине народными стали в Армении «Опели» и «Фольксвагены». Для них в стране хватает и запчастей, и станций техобслуживания. Однако содержать такой автомобиль довольно дорого. Несмотря на то, что цены на горючее в последние месяцы упали примерно на 40 процентов, оно по-прежнему обходится недешево — в пересчете, около 60 центов за литр 95-го бензина. Для сравнения — в соседней Грузии литр такого же горючего стоит 40 центов.

Если посчитать, что в день машина пробегает 70 километров, то за год только за бензин набегает около 1300 евро. Плюс — 100 евро за техосмотр. Если к этому добавить масло и обслуживание — 300 евро, а также износ шин и парковку — 250 евро, набегает и вовсе кругленькая сумма. И это без обязательной автостраховки, которая будет введена летом и составит, как ожидается, для тех же «Опелей» не менее 200 евро.

Армянские автолюбители переходят на природный газ

Как известно: голь на выдумки хитра. А потому Армения, которая постоянно испытывает дефицит энергоресурсов, вырвалась в мировые лидеры по удельному весу автомобилей, работающих на природном газе. Более 90 процентов подвижного состава, который осуществляет пассажирские перевозки в городах — на газе, а в целом на этом виде топлива работают около половины всех машин в стране.

По словам председателя общества защиты прав водителей «Ахилл» Эдуарда Оганесяна, мощность двигателя, работающего на природном газе, уменьшается на 15-18 процентов, но использование этого вида топлива значительно снижает загрязнение окружающей среды.

Справедливости ради, правда, следует признать, что армянские автолюбители переходят на газ не из-за экологических соображений, а потому что это обходится им примерно в 3 раза дешевле, чем традиционное топливо — бензин или солярка.

Заторы на дорогах ушли в прошлое

Еще несколько месяцев назад пробки и заторы на ереванских улицах были обычным явлением. Но сегодня, когда почти одновременно сданы в эксплуатацию сразу несколько автомобильных развязок и мостов, позволяющих миновать центр столицы, практически свободно можно проехать во всех направлениях. Проблемой остается парковка автомобилей, но и она скоро будет снята с повестки дня — почти под всеми площадями города строятся подземные гаражи. В числе главных автопроблем для города и всей республики люди называют кладбища брошенных машин. Они не утилизируются, поскольку, по словам Эдуарда Оганесяна, нет соответствующего закона.

Ашот Газазян

Автомобиль в Киргизии: хорошие налоги за плохие дороги

На границе Киргизии и Китая

Цены на горючее в Киргизии снизились почти на 50 процентов. Однако одновременно снизилось и качество бензина.

Поскольку в самой Киргизии не производится ни автомобилей, ни запасных частей к ним и в республике нет своей нефти, то все, что так или иначе связано с авто, завозится из других стран. Разумеется, основной статьей расходов любого автолюбителя является топливо. В Киргизии всегда были более распространенными машины с бензиновыми двигателями.

Цены на бензин упали на 50 процентов

Литр наиболее популярной марки бензина — Аи-92 — в настоящее время стоит около 40 евроцентов. Бензин наилучшего качества Аи-98 стоит уже чуть более полуевро. Столько же стоит и зимнее дизельное топливо. А самый дешевый бензин марки Аи-76 или Аи-80 — продается по 35 евроцентов за литр. При этом цены на ГСМ в Киргизии резко упали вслед за мировым падением цены на нефть. Так по сравнению с августом 2008 года цены снижены на 40-50 процентов. И автовладельцы в Киргизии этому, безусловно, рады.

Однако многие из них не очень довольны качеством бензина. Для Фарида Гантаева, занимающегося частным извозом в Бишкеке, автомобиль — это не только средство передвижения, но и источник заработка. По его словам, в последнее время очень многие автолюбители жалуются, что в их автомобилях постоянно карбюраторы или инжекторы начинают барахлить. «Бензин стал дешевле, да, но хуже. Сейчас я заправляю Аи-95, но качество как у 80-го», — говорит Гантаев.

Что касается ремонта автомобиля, то в Киргизии постоянно появляются все новые и новые магазины запасных частей и станции техобслуживания. Но это вовсе не означает, что исправить вам смогут абсолютно любую поломку. Например, на редкие марки авто, скажем, на какую-нибудь французскую модель, запчасти в республике просто не продаются. Их придется индивидуально заказывать либо из соседнего Казахстана, либо из России, либо напрямую из Европы. Цена, соответственно, будет при этом намного выше. А вот с запчастями на распространенные немецкие или японские модели проблем возникнуть не должно — на рынке достаточно как оригинальных запчастей, так и дешевых аналогов китайского производства.

Техосмотр и налоги

Ежегодно каждому автовладельцу необходимо проходить и техосмотр в ГАИ. Стоит эта процедура около 20 евро. Но одновременно с этой суммой взимается еще и дорожный налог, чем новее и мощнее машина — тем больше придется заплатить. В среднем, это еще 30-40 евро. Фарид Гантаев, правда, до сих пор не может понять, на что же тратится этот дорожный налог: «Налоги за что мы платим? За ямы да колдобины что ли? Просто обидно становится! Пусть бы брали налоги, но за хорошие дороги!»

Дороги в Киргизии часто не только разбитые, но и очень грязные. А потому у владельцев автомоек всегда есть клиенты. Правда всегда можно и сэкономить, делится своим опытом Фарид Гантаев: «Когда теплая хорошая погода, я сам мою свою машину. А когда холодно, отдаю в автомойку, у них там все условия, горячая вода. Вот сегодня я как раз заезжал на автомойку, отдал 150 сомов, мне помыли машину».

150 сомов — это менее 3 евро. Эта средняя цена за стандартную процедуру мытья легкового автомобиля. Еще столько же придется доплатить за генеральную уборку в салоне. А вот если вы пожелаете сделать химчистку внутри своего авто, то это будет стоить уже около 40 евро.

Александр Токмаков