Новый автомобиль или б/у?…

Коллега Григорий Храбров из Питера опубликовал мои соображения на тему «Новый автомобиль, или с пробегом?» в журнале «Лучший АвтоВыбор» (Номер 35, страница 30 (или около того), рубрика «Вопрос эксперту» (http://autosuper.ru/bestchoice/number/525/rub/19/id/53992/)). Спасибо ему чувствительное. В инет-версии журнала мне только однажды с пятой попытки удалось долистать до нужной страницы, по дороге четырежды завесив Мак (а это не так просто, как прежний Вайо).

Так что для тех, кто не любит острых ощущений при работе с компьютером, выкладываю текст интервью, причем в изначальной версии:

Новый автомобиль или б/у, каково твое мнение? Какие плюсы и минусы покупки того и другого?

Каждый имеет право на мнение, — и это один из холиваров, сродни вечному препирательству о том, что лучше — японские или немецкие машины. Постараюсь коротко изложить свои аргументы и выводы.

Фото: первая Ауди [ЖЖ olesya-smesnyh]. Цена приобретения 3,5 килобакс, ремонт 2 кб, продажа 5 кб

Во-первых, насколько я понимаю (судя по себе), существенным критерием выбора является стоимость и беспроблемность владения, хотя и эстетические критерии многим соотечественникам не чужды.

Самая существенная часть расходов семьи на владение автомобилем в нашей экономической реальности пока остается амортизация (т.е. потеря рыночной стоимости) автомобиля — разница между ценой покупки и ценой продажи, деленная на количество месяцев удовольствий. Затраты на топливо сравнимы, но если каждые сто граммов экономии обычно требуют многочисленных ограничений, либо изначальных денежных затрат, то величина амортизации пока представляет покупателю большой простор решений.

Теоретически уценка автомобиля (и стало быть, денежные затраты на равнозначную замену) должна приводить к равномерному снижению стоимости автомобиля от цены нового авто в салоне к стоимости тонны металлолома по окончании срока пользования.

На деле же все не совсем так. Первые несколько лет автомобиль стремительно теряет в цене (покупатель нового автомобиля стремительно подсчитывает убытки), затем цена стабилизируется и падает очень плавно в течение оставшегося срока эксплуатации, пока автомобиль не станет той самой тонной металлолома. Да и стоимость автомобиля за пределом срока эксплуатации — далеко не стоимость груды железа.

Фото: моя нынешняя машина при покупке. Лет пять назад, езжу без проблем и с удовольствием. 13 лет

Выгоднее всего покупать автомобиль в тот момент, когда стремительное падение его рыночной цены (которое оплачено покупателем нового автомобиля) остановилось и началось ее медленное снижение пропорциональное износу.

Вопрос здесь в том, сколько жизни осталось в автомобиле и какова будет стоимость поддержания в нем угасающих сил. Во-первых, никто точно не знает, сколько лет и сотен тысяч километров пробежит мустанг, во-вторых, увеличение стоимости затрат на ремонт — величина, зависящая от многих факторов и не всегда предсказуемая. Однако, кое-что можно предвидеть.

Срок жизни (беспроблемной эксплуатации) современного автомобиля среднего ценового сегмента обычно лежит в диапазоне 7-9 лет, машин премиумного сегмента — 13-15 лет. На мой взгляд, имеет смысл покупать машину среднего класса после выхода ее из под гарантийного крыла дилера (кстати, очень скоро дилеры будут давать гарантии и на подержанные машины) в возрасте 2-3 лет и спокойно кататься на ней еще 5-6 лет. Машину бизнес-класса имеет смысл покупать в возрасте 5-7 лет: в этом возрасте шелуха лишних понтов и стоимости с нее уже облетит, а Вам можно будет рассекать на ней еще лет десять (если раньше не надоест).

Я предпочитаю второй вариант, т.к. во втором случае бонусом покупатель получает и более высокую безопасность, дорогой дизайн, материалы отделки и эргономику, ну и Мерседес, даже сильно пожив, остается Мерседесом (я предпочитаю Ауди).

Как ни странно, увеличение величины затрат на эксплуатацию с возрастом машины сильно мифологизированы, и я даже подозреваю, кем. Затраты на эксплуатацию более дорогих машин, как это ни удивительно, могут быть ниже таких затрат на эксплуатацию дешевых (дорогие элементарно надежнее и их узлы прочнее и качественнее).

Так что если перед Вами стоит выбор, купить новый Форд Фокус или подержанный Мондео, выбор однозначно в пользу Мондео при одинаковой стоимости решения. Новый Пассат или подержанный Ауди также могут стоить одинаково. Сильно стоит задуматься и о том, что новая Лада Приора и подержанный Мерседес могут стоить одних и тех же денег, а вот ресурса и плюсов владения немецкой машиной может оказаться больше.

Теперь о минусах. Приобретение подержанной машины требует гораздо большей коммерческой и технической квалификации. При покупке машины с пробегом важно не только ее техническое состояние, гораздо важнее может оказаться информация о том, кто и как ей владел.  Информация о надежности продавца может оказаться более важной, чем результаты диагностики. Проверять все это наши люди, недавно ставшие автовладельцами, совсем не привыкли; сервиса, репутаций и экспертов в этой области не очень много, хотя все алгоритмы уже отработаны.

Владение подержанной машиной тоже требует понимания и знаний, немного больших, чем знания телефона и адреса своего автодилера. Однако, эти знания совсем необременительны и не настолько замысловаты, как теорема Лагранжа:

  • Во-первых, необходимо быть вхожим в клубную «тусовку» (и иметь возможность выяснить историю покупаемого автомобиля и его продавца
  • Во-вторых, необходимо иметь собственного «домашнего» механика, мнению которого Вы будете доверять, т.к. возможностей проверить его добросовестность в большинстве случаев нет
  • и последнее — нужно иметь представлении о техническом состоянии отдельных узлов и агрегатов и знать координаты специальных сервисов, специализирующихся на лечении отдельных систем автомобиля (хотя это уже может быть на совести «домашнего» механика)

Общий вывод таков: при покупке подержанного автомобиля есть реальная возможность снизить стоимость входного билета от трети до половины, практически не увеличивая, а в ряде случаев и сокращая стомость остальных затрат на владение…


Посмотреть на Яндекс.Фотках (http://fotki.yandex.ru/users/autopapa/view/322909/)