Непонятки с техрегламентом, праворукостью и красноглазием…

Как за трескотней о новых чудесных правилах прохождения техосмотра совершенно не понятен собственно порядок его прохождения (кому теперь нести деньги, сколько, за что и с каким эффектом), так и за бесконечными пасьянсами о согласовании Техрегламентов странами Таможенного Союза непонятно, можно ли будет ввозить нормальные автомобили из Японии и США.

Коллега из Беларуси ([ЖЖ sukin-sin-yakin])  поинтересовался:

Нам хотелось бы прояснить для себя следующие вопросы:

1. Какие именно автомобили будут являться объектом регулирования? Новые? Ныне эксплуатируемые? Ввозимые из-за пределов таможенного союза? Если автомобиль не соответствует требованиям регламента (например, имеет «американские» поворотники), он будет запрещен ко ввозу на территорию ТС? Или просто невозможно его будет поставить на учет? Может ли автомобиль после переоборудования и приведения к требованиям регламента поставлен на учет?

2. В какой стадии сейчас находится работа над проектом «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»?

3. Когда регламент может быть принят?

Я переадресовал вопрос [ЖЖ lasboris] (НАПТО), который в вопросах регламентов и стандартов доедает не первую собаку. Борис подробно прокомментировал:

Отталкиваясь от буквы закона, вернее не закона, а того текста регламента Таможенного союза, который у меня есть (редакция от 13 января 2011 года):

1А..
Объектами технического регулирования являются выпускаемые в обращение транспортные средства, т.е., не находившиеся ранее в эксплуатации, изготовленные в государствах-членах Евразийского экономического сообщества в условиях серийного производства и в единичных экземплярах, а также ввозимые на срок более чем шесть месяцев на единую таможенную территорию государств-членов Евразийского экономического сообщества транспортные средства, независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, предназначенные для реализации и (или) эксплуатации.
Сфера применения технического регламента охватывает шасси транспортных средств, а также выпускаемые в обращение компоненты транспортных средств, влияющие на их безопасность.

Отсюда следует:

1Б..
Да, новые.

1В..
Ныне эксплуатируемые вне рамок регламента, только если владелец не задумает внести изменения в их конструкцию.

1Г..
Ввезти можно что угодно, но ведь суть не в этом, а в выпуске в обращение. Соответственно, «американца» не поставят на учёт и не пустят на дорогу. Только, например, во дворе без рег. знаков можно будет ездить.

1Д..
Переоборудовать тоже можно что угодно, но тогда вступает в силу статья об оценке соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию. А там пунктик, что объектами оценки соответствия являются единичные транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию.

Вроде как тупик получается. Плюс, замечу, для ввозимых секонд-хэнд ещё одна засада. Они попадают под термин «единичное транспортное средство», если в том числе:

— ввозятся на таможенную территорию государства Единого экономического пространства физическими лицами для собственных нужд;
— ранее допущены к участию в дорожном движении в государствах, не входящих в Единое экономическое пространство, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трёх лет.

Для таких машинок предумотрена обременительная процедура оценки соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение, а именно:
техническая экспертиза конструкции и проверка технического состояния транспортного средства после идентификации с оформлением свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

2..
Российский техрегламент уже в силе с сентября 2010 года (ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 сентября 2009 г. N 720 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»).

По Таможенному регламенту какя стадия сейчас — не в курсе. Мы в марте-апреле сего года направляли мнение малого бизнеса по этому проекту документа (с точки зрения оценки регулирующего воздействия). Что там дальше случилось — не отследил. Это надо в Минпромторге России уточнить, а также в Минэкономразвития России, которое осуществляет ОРВ.

3..
Насколько я знаю, в ходе обсуждения регламента Таможенного союза не по всем позициям были достигнуты взаимоприемлемые позиции (в частности, по ГЛОНАССУ, правому рулю — на тот момент обсуждения, в марте 2011 года). А вообще, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза № 492 от 8 декабря 2010 г. «О графике разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза» срок внесения проекта обозначен — март 2011 года.

Публичное обсуждение проекта технического регламента Таможенного союза завершено. В проектах технических регламентов Таможенного союза, внесённых на внутригосударственное согласование, я не вижу данного регламента — так что процесс идёт с опозданием.

И вот еще один коммент от белорусского коллеги: Огромное спасибо за добычу столь развернутого комментария!! Нам тут удалось взять официальный комментарий в белорусском МинПроме, маленькая заметка у нас на сайте:

Цитата из материала: Ввоз автомобилей не соответствующих техническому регламенту таможенного союза на территорию таможенного союза после принятия регламента будет запрещен, — однозначно ответил «Комсомолке» пресс-секретарь министерства промышленности. Фактически это означает, что под запрет попадут все автомобили, выпущенные для американского рынка. Сергей Шалай отметил, что новый регламент коснется лишь новых автомобилей.

В общем-то, они подверждают выводы экспертов.

На днях в Avto.ru мелькнуло очередное народноуспокоительное сообщение «Праворульные автомобили решили не запрещать», но когда прочитал текст, обратил внимание на ключевую цитату из ответов И.Шувалова жителям Дальнего Востока: «Я обещаю: все владельцы праворульных автомобилей могут спокойно ездить на них, если им так удобнее. Так что если волнуетесь — успокойтесь и успокойте других. Выдавливания праворульных машин с рынка мы не допустим».

Данная фраза ничего не значит и вполне может быть предвыборным балабольством. Из нее не следует разрешения на ввоз и постановку на учет. Возможно, это только возможность доездить уже ввезенные и поставленные на учет автомобили. С американцами же вообще непонятки…

Еще одно успокоительное сообщение со ссылкой на Drom.ru http://auto.mail.ru/article.html?id=35546: «никто не планирует запрещать ввоз и эксплуатацию «правого руля», а подобный пункт исчез из регламента еще на стадии подготовки документа… Ограничение есть лишь одно, и оно касается автобусов с правым рулем.

Вот что записано в новом техническом регламенте: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 и М3, у которых вход и выход пассажиров предусмотрены с левой стороны по ходу движения транспортного средства. В Республике Беларусь и Республике Казахстан запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, относящихся к другим категориям»»

Что-то я не вижу текста «окончательной бумаги»…