Метан — перспективное топливо…

В эфире у Сан Саныча Пикуленко исполнительный директор ООО «Славгаз» Дмитрий Доронин рассказывал любопытнейшие вещи об автомобилях на природном газе (метане). До сих пор я как-то не различал метан и пропан-бутан, а разница, как оказалось, весьма существенная.

И второе. Похоже, мы на пороге еще одной революции в области автотранспорта — метановой.

Как обычно, я прослушав, сделал дайджест интервью, выделив наиболее любопытные на свой вкус места:

…водород сегодня не актуален. А если посмотреть на ценники на наших заправочных станциях альтернативу жидкому топливу искать надо и надо искать ее оперативно.

Картинка 23 из 2974

…У нас его (природного газа) даже больше, чем вы можете себе представить. Потому что одно дело, когда мы говорим о разведанных запасах газа официальных, которые существуют в балансе у Газпрома, и другое дело, когда мы к этому количеству добавляем так называемый сланцевый газ.

…а в чем преимущество метанового топлива перед пропан-бутановым?
Преимуществ масса. Прежде всего, метан чрезвычайно стабилен по своим свойствам во времени и в различных температурных условиях. Это те свойства, которыми не может похвастаться, допустим, пропан-бутан, который зимой с трудом испаряется, а летом норовит набрать критическое давление. В таком большом диапазоне никакая топливная система не может работать корректно, это сложная задача. При том, что пропан-бутан является производной нефтяного крекинга, и отсюда в нем большое количество неотделенных маслоподобных примесей, которые загрязняют газовую систему.

Метан — формула CH4, без вкуса и запаха. С точки зрения количества теплоты на массу, это одно из лучших видов топлив. При сгорании у нас образуется водяной пар и CO2. И здесь я хочу напомнить о том, что когда-то в нашей стране уже была программа по массовому применению метана на транспорте. Была попытка ее реализовать в 80-х, в 1985 году, в частности, в городе Касимове проходил широкомасштабный эксперимент по определению влияния метана на здоровье человека, и в рамках этой работы было установлено, что массовое применение природного газа на транспорте снижает риск онкозаболеваний в 40 раз. Я думаю, что даже одной этой цифры достаточно, чтобы очень серьезно подумать и поговорить на эту тему.

…Если мы посмотрим на то, что делается сейчас в мире, то, скажем, маленькая по площади Германия создала за считанные 3-5 лет сеть из станций природного газа, где численность заправок порядка 1200. Здесь я в сравнении приведу пример, что от Советского Союза в наследство нам на территории России досталось примерно 200 заправочных станций. И новые появляются очень тяжело.

…если прикинуть, какое количество заправочных станций нам нужно на территорию нашей страны, то нужно примерно 7,5 тысяч заправочных станций… заправочная станция стоит примерно около трети миллиона долларов…
…без газового транспорта любое строительство заправочных станций природным газом — оно не рентабельно и не рентабельно очень большой период времени.

В то же самое время, если мы на эту же задачу смотрим с точки зрения автопроизводителей, то никакой вменяемый торговый отдел никогда не поставит задачу производства газового транспорта для продажи в стране, в которой нет сети заправочных станций. Ну, просто не виден потребитель такого транспорта.

(метан) будет составлять основу транспортного топлива на ближайшие 50 лет, я полагаю.

…Свойства природного газа таковы, что он прекрасно заводится в любой мороз. Для него диапазон от минус 50 до плюс 60 фактически никак не меняет условия запуска. Поэтому он стабилен.

…пробуксовывание темы внедрения природного газа, я понял, что все в конечном итоге упирается в наличие массовых отлаженных производств двигателей. И можно сколь угодно говорить о перспективах транспорта, но если мы не имеем массового производства газового двигателя и, более того, эволюционирующего производства, способного решать не только сегодняшние задачи, но и задачи завтрашнего дня, мы просто впустую сотрясаем воздух.

… Если уж мы коснулись этой темы, так, пару слов, то двигатель, который был создан для Т-34, он был прорывным не только на тот момент, но и первые дизельные громкие победы компании БМВ уже в наше время, в 80-е, в 90-е годы случились на двигателе, который фактически был точной конструктивной копией.

…в рамках того проекта, который сейчас просматривается, и проект, по которому мы готовим презентацию для правительства города Москвы, подразумевается, что мы определенным образом используем невостребованные в полной мере ресурсы, которые существуют на данный момент, и предлагаем к запуску производство целой линейки пассажирского и грузового транспорта на базе собственного отечественного двигателя.

Да и здесь, если, допустим, сначала проанализировать, а какие же в мире существуют газовые двигатели, речь можно вести только о специализированных газовых двигателях. Никакие переделки в массовом производстве не допускаются.

…мы обнаружим, что основные игроки, такие как Камминс, Исудзу, Штайер, в основе своей имеют старые, 30-40-летней давности двигатели.

Сказать, что там все сильно современно, нельзя. Железяка она и есть железяка. Но на железе под названием «блок цилиндров» меняется навеска, меняется головка блока, меняются другие навесные агрегаты. И в результате получается двигатель, подстроенный под нужные задачи. И, вот, я с удовольствием озвучу вам плоды труда нашего коллектива.

В этой части мы можем оказаться на пороге фактически возвращения одного из гигантов российского автопрома на производственную сцену, но уже на новом технологическом витке. В данном случае я имею в виду нашу гордость, завод ЗИЛ, Завод имени Лихачева, который находится в Москве.

…он производит автомобили нескольких классов, слабо востребованных. Вся линейка, в основном, состоит из транспорта с дизельными двигателями.

…на этом заводе сохранено полное производство бензинового двигателя, 8-цилиндрового грузового движка, основного зиловского движка.

Это же двигатель разработки 60-х годов. Если мы проведем модернизацию этого двигателя по образу и подобию, по которым делалась модернизация мировых движков, а именно поменяем форму камер сгорания, поменяем степень сжатия, словом, проведем набор операций, который нам хорошо известен, мы только-только всю эту процедуру делали на КАМАЗе.

И должен вам сказать, что… На базе этого движка сейчас КАМАЗ отлаживает производство целой линейки транспорта. Это и несколько видов грузовиков, и коммунальной техники, и пассажирские автобусы. …подобная техника при поставке ее в наши города вместе с заправочной станцией, она самоокупаема на коммерческих условиях.
У нас есть автобусные парки, где, собственно, можно поставить свою заправку. …Я просто не вижу других способов поменять общественный транспорт в городах. А это абсолютно реальная возможность.

Уникальность ситуации заключается в том, что мы, используя задел наших прежних производств, имеем шанс сделать технологический рывок уже на совершенно иной уровень, вписаться в перспективные (не существующие, а перспективные) экологические нормы по транспорту Евро-4.

Для пассажирского автобуса, у которого ограниченный дневной пробег, возвращение в одну и ту же точку утром и вечером — это еще более актуально. Потому что в этом случае мы сокращаем себестоимость километра пробега от уровня природного газа примерно еще в 1,5 раза. А если учесть, что сегодняшние тарифы рассчитаны на стоимость дизельного топлива и, более того, я не думаю, что для вас это будет большим открытием, при сегодняшних тарифах на транспорте пассажирские перевозки не рентабельны.

…Отрасль пропан-бутана появилась в 70-х — 80-х годах, а природный газ использовался в качестве моторного топлива уже в 30-е годы очень активно. И у нас было много проектов транспорта на природном газе. Я же говорю, в 80-е годы была принята программа массовой газификации народного хозяйства Советского Союза.

…с 2012 года АвтоВАЗ запускает впервые серийную метановую Приору. У нее имплантированы баллоны уже на заводе.

…обычные баллоны, просто правильно подобранные по конфигурации по данную конструкцию. И на первом этапе Приора, первая модель газовой Приоры будет проезжать на природном газе примерно 300-360 километров, и при этом иметь полноценную бензиновую систему — там 42,5, по-моему, литра бензина, таким образом еще где-то километров на 600.

это двухтопливная машина. А в процессе развития сети заправочных станций планируется установка на Приору еще одного баллона, и под него уже заранее заложено место, и в этом случае пробег на метане будет порядка 420-450 километров, но на бензине уже пробег будет порядка 150 километров. Ну, понятно, это резервное топливо.

…я проанализировал мировой рынок, что же делается в других странах по газовым движкам, и оказалось, разработка газового двигателя — это удел совсем немногих компаний. В частности, такие автомобильные монстры как Камминс, Исудзу, Штайер. Обратите внимание, США, Япония и Европа — они совместно разработали газотопливную систему, и каждый из этих производителей сделал свою линейку движков на базе этой системы. И эти двигатели, прежде всего, сориентированы на средние грузовики и малые и средние автобусы. То есть целевая аудитория, похоже, она всеми выбирается именно такая.

Полный текст и аудиоподкаст интервью на http://www.echo.msk.ru/programs/proehali/789788-echo/