Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 2)

В связи с ростом доходов населения и легкостью получения банковских кредитов, покупатели обратили свои взоры на более комфортные, качественные и более дорогие машины. По оценкам агентства «Автостат» пять лет назад, в 2003 году, на долю автомобилей стоимостью до 10 тыс. долларов приходилось порядка 85% рынка новых автомобилей. По итогам 2007 года доля этого сегмента сократилась до 26%. Объем денежной выручки в этом сегменте еще меньше – всего 10,4%. Поэтому многие автопроизводители, которые ранее были нацелены на данный сегмент рынка, сейчас ориентируются на более дорогие ниши. Даже продукция отечественного автопрома перемещается за отметку в 10 тыс. долларов (LADA Калина и Приора, УАЗ Хантер и Патриот, ГАЗ Волга).

Компания Форд, начиная производство Фокусов во Всеволожске, искренне обещала продавать машины по 9900 долларов, но опыт продаж показал, что покупатели готовы платить гораздо больше. Естественно, производитель этим воспользовался. Та же история повторилась и со вторым народным автомобилем – Рено Логан. ВАЗ без громких заявлений регулярно повышает цены на свои машины, скрупулезно оценивая платежеспособность покупателей. Китайские производители, готовые демпинговать, выставляют не такие уж и низкие цены, в ряде случаев, явно превышающие потребительские качества продаваемых автомобилей. Новинка ГАЗа, Siber, заблаговременно позиционируется в ценовом сегменте от 20 до 30 тысяч долларов.

На этом фоне заявления крупных мировых автоконцернов о создании автомобилей с низкой стоимостью можно считать лишь маркетинговыми ходами. В России уже вполне сформировался устойчивый спрос на автомобили в более высоком ценовом диапазоне и денег там «лежит», явно, больше.

Так, ценовой сегмент от 10 до 20 тыс. долларов, на который пять лет назад (2003 год) приходилось менее 8% рынка (84,7 тыс. шт.), планомерно рос (2004 год — 15,5%, 2005 год — 22,8%, 2006 год — 31,1%) и уже стал самым ёмким (2007 год — 43,9%). За истекший год объем продаж в этом ценовом диапазоне вырос почти в два раза и превысил миллионный рубеж (1055 тыс. шт.). По прогнозам специалистов, уже в текущем году на ценовой диапазон от 10 до 20 тыс. долларов будет приходиться более половины российского авторынка.

Растут и продажи очень дорогих машин — от 50 до 70 тыс. долларов и выше. За 2007 год в России продалось уже более 125 тысяч таких машин.

Ожидания того, что в наступившем 2008 году рост средней стоимости автомобиля снизится или хотя бы зафиксируется, напрасны. Рост продолжится. По прогнозу агентства «Автостат» в 2008 году россияне будут продолжать покупать все более дорогие модели машин. Уровень средней цены на один автомобиль вырастет до $21500-22000. По мнению А.Пикуленко (радио «Эхо Москвы») средняя цена нового автомобиля будет подниматься до 23-25000 долл.


Данные «Автостат»

Также ключевым фактором является готовность российских потребителей отдавать больше денег за машину, чем жителями других стран. Это связано с тем, что длительный период собственный автомобиль оставался для отечественных потребителей недоступным. (Анализ рынка от PricewaterhousеCoopers, 22.01.08)

Основной тенденцией последних нескольких лет стало изменение потребительских предпочтений в сторону более дорогих машин, что связано с увеличением среднего душевого дохода россиян и развития кредитной системы, а также увеличения предложения в сегменте премиум со стороны производителей. По оценкам экспертов, в кредит реализуется около 40% новых иномарок, а к 2008 г. этот показатель будет равен 50-60% (РБК).

Средняя стоимость автомобиля в России в 2007 году составила $19 200. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». За три года средневзвешенная цена одного автомобиля в России удвоилась, и ждать снижения не стоит. Россиянам придется с каждым годом платить за новую машину больше.

Стремительный рост средней стоимости автомобиля в России объясняется тем, что россияне в последние годы стали покупать больше иномарок, которые в целом дороже российских машин. Если отечественных машин в 2007 году было продано только 752 тыс. на сумму $6,16 млрд, то владельцами новых иномарок стали 1,65 млн россиян, которые отдали за них целых $40,4 млрд. Всего было реализовано 2,782 млн легковых автомобилей на сумму $53,4 млрд.


Все материалы на тему ценовой сегментации на автомобильном рынке:
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 1). Растущие цены и доступность автокредитов
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 2). (http://motopapa.livejournal.com/12284.html)
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 3). Жизненный Цикл Товарной Категории. (http://motopapa.livejournal.com/12901.html)
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 4). Входные билеты.
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 5). Выводы.