Автомобильный рынок 2008. Субъективный обзор. Хорошее

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4




Решил попытаться подвести итоги года на основании тех материалов, которые отложил себе в архив, отметив, как интересные. Заметки о том, что хорошего и плохого происходит на авторынке за последнее время, фрагментарные и субъективные.

Как ни странно, в разделе «Плохое» оказалось существенно меньше карточек (плохое -15 записей, хорошее – около 30), но это не значит, что на рынке хорошо. На самом деле, одного закрытия рынка от импорта может хватить.

Начнем с хорошего?

По итогам года российский рынок должен выйти на второе место

в Европе после Германии и на пятое место в мире – после США, Китая и Японии. Продажи автомобилей – около 3 млн.шт. (большая часть – иномарки) и размер парка подтягивается где-то к 30 млн.шт. «Около», так как точных цифр никто не знает, в первую очередь гайцы.

Госдума отменила НДС на подержанные машины. До этого дилеры тщательно поддерживали мнение, что вот только отменят, и уж тогда-то они покажут, на что способны. Это должно повлиять на обеление вторичного рынка. Смотрим.

Мы впервые увидели на нашем рынке аукционные компании – Ёшида, AAA Auto Group, крупнейший дилер подержанных автомобилей в Восточной Европе обещался прийти в начале 2009 года, ходят слухи о намерениях других аукционных фирм (японская компания Гулливер ???).

Вполне оперилось сборочное производство в Калужской и Питерской губерниях. Формируется российский Детройт. Можно только порадоваться. Сборочных производств теперь в стране больше, чем пальцев на обеих руках (в Китае их около 300).

Крупнейший поставщик китайских автомобилей на отечественном рынке – компания Ирито заявила (виртуальная новость), что в скором времени будет организована промышленная (CKD) сборка всех автомобилей модельного ряда Great Wall со сваркой и окраской кузовов.

Полный производственный цикл сейчас по-моему есть только у Ваза и ГАЗа, все остальное – отверточная сборка.

Начался массовый выпуск первого серьезного лицензионного автомобиля (по полному циклу) ГАЗ Siber. И очень жаль, что кризис тормознул их планы. Вполне приличная машина получилась.

Начало кризиса тоже кое-чему помогло — Завод Volkswagen в Калуге, будет получать сталь, сделанную в России от Северстали.

Канадский производитель комплектующих Magna планирует организовать два производства в Санкт-Петербурге и Калуге, а семь корейских компаний предполагают (пока протокол о намерениях) построить в Питерской области заводы комплетующих для автомобилей Hyundai недалеко от строящегося завода. Будут производить сиденья, глушители, кондиционеры, резиновые коврики. Не очень сложные, прямо скажем, детали, но лиха беда начало.

НИИ материалов и технологий в Питере планирует выполнить заказ BMW по разработке новых автомобилей. Это громко сказано (речь идет об отдельных исследованиях в области прочности, шума, вибраций), но заказ-то есть?

На АвтоВАЗ пришли новые менеджеры (например главный дизайнер Энтони Грейд, который до сих пор был вице-президентом дизайн-центра Renault), может быть что-то и на Вазе меняется?

На Lada Priora и Kalina начали устанавливать АКПП производства немецкой ZF, правда не на конвейере, с очень ограниченной гарантией и за очень дорого (на новые автомобили 65 000 руб., на подержанные — 85 000). В продажу поступили Lada Priora в топовой комплектации «Суперлюкс (противотуманки, система автоматического включения фар, подушка безопасности переднего пассажира, механизмы преднатяжения и ограничения усилия передних ремней безопасности, подогрев передних сидений, система безопасной парковки автомобиля и система управления стеклоочистителем с датчиком дождя). После этого, вероятно, вазовские модели смогут конкурировать по наворотам с китайскими моделями.

АвтоВАЗ по итогам ноября текущего года увеличил долю своих автомобилей на внутреннем рынке с 25 до 27%. По количеству автомобилей, по деньгам – совсем иная ситуация, но «в попугаях я длинее». Ваз приобрел ИжАвто и планирует в 2009 увеличить производство. Приятно то, что из Тольятти прекратился поток новостей в будущем времени (так всегда делается, когда говорить не о чем), теперь можно обсуждать реальные события и решения.

Несколько производителей начали кредитовать своих покупателей. BMW, Mersedes, Toyota, … Китайский автопроизводитель Geely намерен открыть льготную кредитную линию для российских потребителей. Рольф приобрел банк (всего скорее для кредитования Мицу, а теперь, вероятно и для китайских марок). Это должно несколько смягчить кредитный ступор и перераспределить рынок в пользу тех компаний, которые подсуетились вовремя.

Рольф и его Red Dragon получили эксклюзивные права на марку Geely в России. И хотя сейчас особенными успехами китайский автопром на рынке не блещет, в перспективе, это очень выгодное приобретение. То, что сейчас у нас говорят про китайские автомобили, лет сорок назад говорили в Штатах про японские, а лет двадцать назад – про корейские.

Началась компания по безопасности движения. Насколько это реально, время покажет, пока, по-моему, снижение смертности на дорогах обеспечивается статистическими фокусами. Однако можно констатировать и ряд реальных изменений – стала строже методика учета (с 1.01.09) погибших в ДТП.

Российский рынок вступил в недолгий период ценовых войн за потребителя. К сожалению, конец этих войн уже виден. Как только дилеры сольют неликвид, цены на автомобили поднимутся, о чем большинство производителей уже заявили. Не будет долго снижаться и цена вторичного рынка. В кризис владельцы не торопятся расстаться с хорошими авто.

Из совсем прикола — штаб-квартиру Ford посетили представители некой российской компании заинтересованной в покупке Volvo. Из не совсем прикола – Мерседес покупает 10% КАМАЗа (сначала предполагали 42%), будут грузовики здесь делать.

Из очень серьезного: арбитражный суд Москвы отклонил требования компания Nissan и Honda, которые обращались в таможню с заявлением о нарушении прав на товарный знак (в отдельных текстах на эту тему и BMW засветилась). Компании пытались создать прецедент, заявляя о том, что ввоз автомобилей может осуществляться только с разрешения правообладателей товарного знака. Если бы это сбылось, был бы перекрыт поток авто и запчастей, ввозимых без позволения компаний-производителей. Независимые дилеры («серые» по терминологии официалов) – одна из важнейших составляющих автомобильного рынка, могли оказаться вне закона.

Автомобильный бренд «ГАЗель» занял первое место среди автомобильных брендов России по версии компании Interbrand, наиболее авторитетной мировой компании, рейтингующей бренды. Стоимость бренда «ГАЗель» в 2008 году составила 139 млн. долларов. В общем рейтинге брендов России «ГАЗель» находится на 29-м месте, в то время как бренды других российских автопроизводителей KAMAZ и Lada заняли 34-е и 35-е места соответственно.

Профсоюз завода Форд во Всеволожске добился серьезных льгот, зафиксированных в трудовом соглашении (правда, на Алексея Этманова, руководителя профсоюза, совершено очередное нападение). Думаю, можно начинать серьезно рассматривать историю независимых профсоюзов автопрома в России. На Вазе пока все попытки профсоюзного движения успешно подавляются. Не удивляюсь, памятуя о том, кто его владельцы. Постараюсь следить за происходящим в этой сфере.

О плохом – в другой раз, если настроение будет…

Буду благодарен, Вашим версиям перечней событий российского автомобильного рынка, заслуживающим внимания.

Удачи на дорогах и в офисах!