Обзор. Новости автомобильного рынка в марте…

Вчера был скверный день, главным событием которого останется теракт в московском метро. Не время для весёлых картинок и смешных постов. Погибшим – земля пухом, соболезнования родственникам погибших, быстрейшего выздоровления тем, кто оказался в больнице и не забывать, что мы живем в воюющей стране — всем нам.

Становящийся уже традиционным обзор событий автомобильного рынка (прошлый, февральский обзор на «Авто. Обзор за февраль. Много всякой гадости…»). Сначала международные события:

Китайцы купили-таки Volvo (http://dm-matveev.livejournal.com/892336.html).

Это самое знаковое событие, связанное с китайским автопромом. Мы до сих пор не понимаем, что наблюдаем ускоренное рождение крупнейшего автопрома мира, не воспринимаем всерьез китайские автомобили, смеёмся над попытками продаж «капсул смерти» (хотя это уже далеко не так) и «стыренным дизайном» (над современными моделями уже работает Пининфарина)

Гляньте на премиальный гольф-класс от китайцев, Роеве (в девичестве Ровер) http://steer.ru/archives/2010/03/25/011452.php. Изящнейшая машина, вполне нестыдная для продажи на ведущих автомобильных рынках.

А в России вновь стартуют продажи одной за другой моделей различных китайских брендов (Lifan Solano, Джили МК, BYD, Чери А3):

  • http://acars.ru/byd/ (BYD)
  • http://www.cheryportal.ru/cherya3/
  • http://www.avto.ru/news/news_22349.html
  • http://dm-matveev.livejournal.com/883333.html

Главным событием российского авторынка в марте, конечно же, стала заработавшая система утилизации. Система заработала, и лучше, чем можно было ожидать. Взрывных косяков не наблюдалось.

Кто утверждает, что программа утилизации провалилась, еще не начавшись, кто пророчит продажи ВАЗов в 100-150 тысяч под утилизационные программы. Я оценивал возможную долю ВАЗа в 60 тысяч машин (из 200 тысяч, предусмотренных к утилизации в этом году).

Сам факт того, что машины сдают, ваучеры выписываются и под них продаются дилерами живые авто, говорит о том, что программа заработала. Это бесспорный экономический и бюрократический успех. http://gidepark.ru/post/article/index/id/47373/?utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=subscription (http://gidepark.ru/post/article/index/id/47373/?utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=subscription)

Под программу утилизации мы смогли наблюдать и еще один феномен – почти реальные цены на ВАЗовские машины – Классику за 100 т.р. (три с лишним тысячи долларов) и Калину за 200 тысяч (шесть с лишним тысяч долларов). Конечно, даже это для них дорого, но более адекватными цены были только в 1998м году. http://auto.mail.ru/article.html?id=30939

Свою первую тысячу машин собрал Соллерс — Дальний Восток. http://dm-matveev.livejournal.com/883031.html. Хоть что-то сдвинулось в дальневосточной экономике. Ждём следующих событий с «того конца света»

Событием стало и утверждение Бизнес-плана ВАЗа. Я бы и не упомянул об этом очередном плане из череды бесконечных прожектов, наблюдал за тем, что делает BCG (насколько это возможно при их таинственности). И был уверен, что программа от BCG – очередная пустышка (специально сходил на студенческую тусовку в ГУ ВШЭ, где ребята из BCG загибали пальцы и надували щёки перед студиозусами — не понравилось мне то, что и как они там говорили), пока не увидел фрагменты бизнес-плана.

Похоже, то, что делает на ВАЗе Комаров, даёт результаты, во всяком случае, появилось ощущение начала реальной перестройки ВАЗа. Фрагменты документа производят впечатление реальной программы.

  • http://www.avto.ru/news/news_22377.html
  • http://www.finansmag.ru/news/61739
  • http://www.finansmag.ru/news/61922
  • http://www.finansmag.ru/news/61586
  • http://www.finansmag.ru/news/61579
  • http://www.finansmag.ru/news/61574
  • http://www.finansmag.ru/news/61379
  • http://www.finansmag.ru/news/61366
  • http://www.finansmag.ru/news/60924
  • http://www.finansmag.ru/news/60758
  • http://auto.mail.ru/article.html?id=31077
  • http://auto.mail.ru/article.html?id=31083
  • http://www.carclub.ru/new_23_03_2010_%abDesyatka%bb_vernulas_na_rossijjskijj_ryinok.html
  • http://www.carclub.ru/new_23_03_2010_Pravitelstvo_prinyalo_napoleonovskijj_biznes-plan_AvtoVAZa.html

Самым шумным скандалом марта с участием гайцев стал «живой щит»: «Утром 5 марта сотрудники ГИБДД решили задержать на МКАД преступников при помощи так называемого «живого щита» — инспекторы остановили движение машин между Щелковским и Ярославским шоссе, перегородив тем самым трассу. Водителей автомобилей, разумеется, не предупредили о том, что в них на полной скорости несется машина с бандитами». http://steer.ru/archives/2010/03/11/011344.php

Первая реакция гайцев: «по словам одного из невольных участников «живого щита» Станислава Сутягина, после аварии гаишники сказали, что никакой компенсации автомобилисты не получат, так как нарушителя задержать не удалось»…

  • http://www.avto.ru/news/news_22021.html
  • http://www.newsland.ru/News/Detail/id/471498/cat/42
  • http://www.newsland.ru/News/Detail/id/471310/cat/42
  • http://www.newsland.ru/News/Detail/id/475954/cat/42

Станислав Сутягин, ставший невольным участником «живого щита», быстро записал и разместил в Интернете видеообращение, в котором рассказал о том, как стал частью «живого щита». http://www.avto.ru/news/news_22088.html

…«в ГИБДД признали факт организации «живого щита». …Следственный комитет по Москве возбудил уголовное дело по статье «злоупотребление должностными полномочиями» против сотрудников ГИБДД, устроивших «живой щит». Кроме того, начальник ГУВД столицы Владимир Колокольцев освободил от занимаемой должности командира 1 Специализированного полка ДПС подполковника милиции Александра Козлова, а начальнику УГИБДД ГУВД по г. Москве генерал-майору милиции Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор».

Столичные автолюбители активно требуют отставки главного московского гайца, Сергея Казанцева. http://steer.ru/archives/2010/03/25/011451.php

Шумное дело с обнаружившимися «вдруг» откатами Мерседеса отношу не к международным, а к внутрироссийским новостям. Основными действующими лицами здесь являются не менеджеры Мерседеса, а российские чиновники. Факты вполне естественные, никого не удивившие (разве, что слишком скромным масштабом, но это ведь только верхушка айсберга). Интересно, что, наконец названы, если не имена, то суммы и кабинеты в ведомствах. Обратите внимание:

…сотрудники (или указанные ими посредники) из МВД, гаража особого назначения Федеральной службы охраны (ФСО), Минобороны и городских властей Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. …самые большие выплаты от Daimler получили офицеры МВД, отвечавшие за закупки легковых автомобилей. Они получили как минимум 1,8 млн евро, а в целом на обеспечение контрактов с министерством, включая выплаты неким «третьим лицам», ушло 3,8 млн евро. …Чуть меньше Daimler потратила на откаты по поставке машин для гаража особого назначения ФСО — всего 2,87 млн евро, из которых как минимум 1,4 млн евро пошло напрямую чиновникам. Размеры откатов в Минобороны — около 25 000 евро, правда, и куплено всего два «юнимога». …

  • http://newsland.ru/News/Detail/id/479661/
  • http://steer.ru/archives/2010/03/26/011464.php

Как только немного ослабла кризисная удавка, на Всеволожском Форде опять активизировался профсоюз и в очередной раз остановил конвейер предприятия.

«18 марта. (IFX-NEWS) Профсоюз ЗАО «Форд Мотор Компани» (ФМК, Всеволожск, Ленинградская область) и администрация предприятия не смогли договориться об увеличении зарплаты и улучшении условий труда, сообщил глава профсоюза завода Алексей Этманов.

…А.Этманов подчеркнул, что переговоры с работодателем длились месяц, и всю последнюю неделю рабочие трудятся в режиме «итальянской» забастовки, что сказывается на объеме выпуска автомобилей.»При норме 300 машин в день реально выпускается на 15-20% меньше», — сказал глава профсоюза…

Переговоры велись в преддверии подписания нового коллективного договора. В поддержку предложений о повышении заработной платы в размере 25% профсоюз приводил в качестве доводов показатель инфляции за 2 года, размеры окладов на других автомобильных заводах региона, увеличение производства на ФМК и повышение квалификации работников, связанное с выпуском Ford Mondeo.» http://www.finansmag.ru/news/61753 (http://www.finansmag.ru/news/61753)

«Конвейер остановлен с трех часов дня. Основное требование профсоюза — повышение зарплаты на 25%. Кроме того, профсоюз выдвигает еще ряд требований к руководству. Руководство завода заявило, что сегодняшняя забастовка нелегальна…»

  • http://gidepark.ru/post/article/index/id/50385/?utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=subscription

К деятельности этмановского профсоюза отношусь исключительно позитивно, т.к. это живой процесс, преимущественно в правовом поле. Хозяева не платят, рабочие бастуют, все учатся утрясать взаимные интересы. Покойный Игорь Пономарёв очень косо относился к профсоюзам, памятуя их роль в американском автопроме в ходе нынешнего кризиса. Мне же представляется, что сегодняшние профсоюзы лишь начинают быть похожими на те, которые описаны Ли Якоккой (50-е, 60-е) в «Карьере менеджера» и их роль в то время очень важна.

Кроме того, профсоюзы сегодня – очень существенная часть настоящего гражданского общества в стране. Думаю, надо будет сделать серию материалов на тему забастовок. Хотел бы связаться с организаторами независимого фордовского профсоюза и готов пропиарить то, что они делают на страницах своего блога. Считаю, что это было бы на благо всем нам и рабочим других заводов.

А вот ещё один профсоюзный сюжет:

«Суд признал незаконным увольнение профсоюзного лидера автозавода General Motors в Санкт-Петербурге Евгения Иванова. … суд обязал GM выплатить Иванову компенсацию в размере более 100 тысяч рублей.

Профсоюзный лидер был уволен по статье 81 Трудового кодекса – за отсутствие на рабочем месте более четырех часов. Иванов говорит, что находился в цехе сварки, где работает, но не на сварочной станции, поскольку отказывался начать работу из-за нарушения правил охраны труда.

Реальной причиной своего увольнения лидер профсоюза назвал «итальянскую забастовку», при которой рабочие остаются на производстве, не приступая к работе или же работая точно по инструкции, доводя труд до абсурда.» http://www.avto.ru/news/news_22168.html

То, что происходило во Всеволожске аукнулось и в Тольятти:

«Более двух тысяч человек приняли участие в митинге, который состоялся на площади перед тольяттинским дворцом спорта. По информации организаторов — представителей партии «Воля», протестующим противодействовали чиновники и милиция. Мэрия Тольятти и руководство завода пытались не допустить рабочих на митинг. Сотрудников предприятия, заявивших о намерении пойти на митинг, неожиданно вызвали в субботний день на работу.Митинг в Тольятти поддержали представители независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство».

http://www.dp.ru/a/2010/03/13/Bolee_2_tis__chelovek_treb?ref=newsletter.

Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА) имеет свой сайт , где на сегодняшний день представлен десяток независимых первичных профсоюзных организаций автопрома.

На сегодня всё, ждём, что произойдёт в апреле…