Главные события автомобильного рынка в 2009 году…

Год утёк, не бесполезно для развития автомобильного рынка. Просмотрел записи за год и выделил ряд событий, на мой взгляд, повлиявших на рынок сильнее всего. Итак, моя версия:

7 главных событий мирового автомобильного рынка:

  1. Гибриды и электромобили перестали быть кьюриозностью и превратились в рыночную реальность, в значительной мере формирующей завтрашний бизнес-ландшафт. Опоздавшие будут собирать крошки со стола.
  2. Несколько известных автомобильных компаний обанкротились (Крайслер и GM) и мы узнали, что банкротство — это не обязательно разворовывание активов инициаторами банкротства (как в случае с Юкосом), а спасительная рыночная процедура расчистки бизнеса. Несколько брендов перешли из рук в руки — Volvo стал китайским, а SAAB вообще перестал быть
  3. В ходе кризиса поменялся лидер мирового автопрома, вместо Тойоты — Volkswagen
  4. Китай стал самым крупным мировым рынком с самым быстрорастущим автопроизводством, перейдя от стадии копирования к стадии самостоятельной разработки и производства вполне современных машинок
  5. Вышел на рынок народный автомобиль Tata Nano. Теперь известно, что современный автомобиль может стоить 2500 долларов
  6. Завершилась очередная кругосветная гонка Volvo Ocean Race (встречал ее на финише в СПБ)
  1. Один из мировых грандов, в приступе лихорадки согласился было впустить на свою кухню Россию, продав Опель, но Вертикаль оказалась не в состоянии реализовать эту возможность. Как только кризис в GM миновал (ну не мог же он длиться вечно), хозяева вспомнили о том, что винтовки туземцам продавать нельзя…

10 главных событий российского автомобильного рынка:

  1. Российская администрация не сумела купить кусочек GM. Грустно.
  2. События, связанные с гангреной ВАЗа, перекидывающейся на город-миллионник: сватовство (выбор жениха — Фиату отказали) и свадьба с Рено (25% акций ВАЗа), назначение французских вице-президентов, смена менеджмента (Алёшин ушёл, его сменил Комаров) и уход части французов (подозреваю, что «их ушли»), первые активные антикризисные действия — начало реструктурирования и масштабные увольнения (это только начало) (о подробностях лучше поговорить с [ЖЖ too-much-and-co]). «Несмотря на заявления в начале кризиса, …Вместо реструктуризации был выбран курс на поддержание стабильности — вливание более 100 млрд рублей в АвтоВАЗ, который до самого последнего времени даже и не начинал разрабатывать план выхода из кризиса. (С.Гуриев http://www.forbesrussia.ru/node/35501/slideshow#3) (http://www.forbesrussia.ru/node/35501/slideshow#3)
  3. Закрытие рынка — повышение таможенных тарифов («с 12 января вступает в силу постановление правительства о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые иномарки. Пошлина на подержанные легковушки вырастет в два раза, на грузовые машины — в три. Эта мера принимается в интересах отечественных производителей.» http://news.mail.ru/economics/2281794/) (http://news.mail.ru/economics/2281794/) Пошлина введена, как временная мера, но как только миновал пик народного недовольства (народ отходчив), в сентябре была продлена на неопределенное время.
  4. На ГАЗе началось производство Siber, вероятно, наиболее современной машины полного цикла производства в России. Факт начала производства доказал возможность реализации подобного проекта отдельной российской компанией. Дерипаске зачтётся.
  5. Начало реформирования ГИБДД и МВД в целом, лавина пошла. Горжусь, что тоже приложил к этому руку. Это похоже на то, как покатилась лавина обрушения гангренозной советской экономики в начале восьмидесятых (процесс долго шел подспудно, но остановить его уже было невозможно).
  6. Автовладельцы обозначили себя как активная социальная группа и общественное движение, на лидеров независимых профсоюзов автопроизводителей усилилось давление (на них совершались нападения). За неимением других элементов гражданского общества.
  7. Правительство объявило начало программы утилизации в 2010 году. Это хоть какой-то элемент антикризиса, не впрямую поддерживающий производителей (субсидирование части кредитной ставки с треском провалилось).
  8. Портал Auto.ru начал создавать единую базу транспортных средств. Не МВД, не банки и не страховщики.
  9. Умер Лев Михайлович Шугуров, самый крупный историк российского автомобиля
  10. Опубликован новый «технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» с фактическим запрещением использования японских и американских машин (http://www.newsland.ru/News/Detail/id/414371/cat/52, http://carexpert.ru/new.php?newid=5426)

http://www.autobuy.ru/ot/nn2/ot2_048.jpg

Ну, конечно, вокруг автопрома пиарились чиновники всех уровней, но это на нём (автопроме) никак не сказывается — он живёт своей жизнью…