Дайджест событий автомобильного рынка за 2010 год…

Накануне Рождества выложил свою версию дайджеста событий в стране. Сегодня же предлагаю аналогичный документ, но только о том, что происходило на автомобильном рынке. Прошлогодний шорт-лист событий http://blog.motopapa.ru/news/glavnye-sobytiya-rossijskogo-avtomobilnogo-rynka-2009.html

В январе я скинул все двенадцать ежемесячных дайджестов в один файл, немного отредактировал и получил текст в 55 страниц (классный материал получился, пока не представляю, как использовать). Здесь же привожу только выжимку (10 страниц) событий года 2010, которые сегодня, в начале 2011 года, представляются наиболее трендовыми, знаковыми, или важными:

Дескрипторы: война сословий, мигалки, авария, феодалы, смерды, ВАЗ, Прохормобиль, желтая Лада, ЗИЛ-членовоз, утилизация, платные дороги, акциз, транспортный налог, техрегламент, электромобиль, китайский автомобиль, откаты Мерседеса, Народный гараж, война лоукостов, бренды, интернет, стандарты безопасности, тойкар, Калужский автокластер, отзыв дефектных автомобилей, пожизненная гарантия, умер Игорь Пономарев

Война сословий (мигалки и транспортные скандалы)

Похоже на то, что мы наблюдаем начало гражданской войны, но только пока в варианте soft. У нас в минувшем году все было «софт»: гражданская война, фашизм, диктатура и мафиозное государство. Все это грозит перейти в «хард»-стадию.

В большинстве случаев речь идет о совершении преступлений с более или менее успешным уходом виновных от ответственности — членов новой номенклатуры, благодаря манипулированию подконтрольной правоохранительной системой.

  • дочь номенклатурной дамы, сбивает двух пешеходов под видеосъемку
  • руководитель СБ «Лукойла» (машина которого на встречной полосе при массе свидетелей стала причиной гибели двух человек) может вообще уйти от ответственности.
    • следствие отказалось допросить на детекторе лжи водителя Mercedes-Benz
    • записи камер видеонаблюдения были «утрачены»
    • схема ДТП была составлена неправильно
  • Московский Оберполицмейстер Колокольцев, распорядился выложить в сеть материалы расследования, но при наличии фактуры в сети тут же появилась масса вполне доказательной независимой аналитики этих материалов, демонстрирующей несостоятельность милицейского расследования. Острое ощущение жульничества, но МВД выше того, чтобы оправдываться…
  • В Москве подполковник МВД расстрелял водителя снегоуборщика.
  • «живой щит»: «Утром 5 марта сотрудники ГИБДД решили задержать на МКАД преступников при помощи так называемого «живого щита» — инспекторы остановили движение машин между Щелковским и Ярославским шоссе, перегородив тем самым трассу. Водителей автомобилей, разумеется, не предупредили о том, что в них на полной скорости несется машина с бандитами».
  • Водитель просто не пропустил машину с мигалкой. Интересно то, что в сообщениях уже уделяется внимание не тому, кто виноват, а тому, что на чиновной машине мигалки быть не положено
  • «ДТП на Тверской». Сразу после столкновения с машины сняли номера и мигалку, а многочисленных очевидцев, снимавших произошедшее на камеры, пытались отогнать люди с автоматами
  • машина с мигалкой везёт женщину в супермаркет.
  • Сотрудница прокуратуры сбила ребёнка, дело прекратили. Благодаря видеообращению матери убитого ребёнка к президенту, и распространению его в интернете, женщина добилась пересмотра дела
  • привычная езда по встречке Геннадия Кузьмича Курзенкова, ответственного в Стране за транспортную безопасность.
  • Юлия Герасимович лишилась прав, не пропустив машину с мигалкой (случай далеко не единичный, но Юлия — популярный Екатеринбургский блоггер и мы узнали подробности)
  • Адвокат Кучерена — мерзкая, но колоритная фигура, с особым цинизмом нарушил ПДД и дал повод для публичного обсуждения секретного подорожного документа — т.н. «непроверяйки».
  • Андрей Хартли не уступил дорогу машине сотрудника президентской администрации Шевченко и снял на видео процедуру общения с охраной.

Спустя две недели после скандала с участием Шевченко стало известно, что руководители гаражей, обслуживающих чиновников, провели с водителями специнструктаж о намерении блогеров следить за машинами чиновников и предупредили, что «если мы не хотим стать героями „следующих серий», то не нужно пользоваться мигалками, ездить на красный и выезжать на встречку без особой реальной надобности»

В инете появляется обычай — под видеокамеру учить гайцев соблюдению ПДД

Разворачивается целое гражданское движение «синимх ведёрок» (ФАР)

Участникам живого щита начали ремонтировать автомобили:

Станислав Сутягин, ставший невольным участником «живого щита», быстро записал и разместил в Интернете видеообращение, в котором рассказал о том, как стал частью «живого щита». …«в ГИБДД признали факт организации «живого щита», начальник ГУВД столицы Владимир Колокольцев освободил от занимаемой должности командира 1 Специализированного полка ДПС подполковника милиции Александра Козлова, а начальнику УГИБДД ГУВД по г. Москве генерал-майору милиции Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор».

Теперь можно с удовлетворением отметить — одного из этих гайцев посадят на год. Другие будут боязливее себя вести

«Охота на мигалки» даёт первые результаты. Акция «Серебряного дождя» выявила кучу поддельных номеров на автомобилях и незаконных мигалок, причем разрешения на установку спецсигналов подписывают всего два человека — главный инспектор Виктор Кирьянов и его заместитель Шевцов…

В сюжете с мигалками, мигунами и ДТП теперь появляются новые обертона — защита своих мигально-сословных привилегий с оружием в руках. Теперь мы осознаем, что люди с мигалками, еще и вооружены и не стесняются применять это оружие для нападения на участников движения, мешающих им. В Египте на дайверов нападает длиннокрылая акула, на российских дорогах владельцы мигалок стали нападать на водителей, представляя реальную опасность.

Либо правоохранители и центурионы абсолютно потеряли всякую наглость и считают себя выше не только человеческих законов, но и физических (закона инерции и принципов сопромата), либо про обычный уровень беспредела этих категорий чиновников начинают все откровеннее писать охуевающие граждане. Всего скорее, сложились оба тренда и правоохранительная система уверенно движется к катастрофе. Закон о пилиции в принимаемом виде не дает надежд на реформу ведомства, а значит его просто сплющит давлением.

Сдвиг ситуации в том, что переступив определённый рубеж цинизма, властные субьекты (менты, бандюки, фээсбешники, сотрудники прокуратуры) вывели всю государственную сферу в область общественного недоверия и она вдруг оказалась доступной критике и обсуждению.

Опрос, проведенный  социологами «Левада-Центра» показал, что теперь уже 78% россиян «поддерживают борьбу с привилегиями чиновников и работников правоохранительных органов (видеосъемки нарушений с последующей публикацией в интернете)»

Правительство изымает у ГИБДД техосмотр. Для полной ликвидации этого ведомства необходимо раздать, либо сократить все его функции

Собянин попросил гайцев не брать взятки и обещал соловьям-разбойникам помочь с решением социальных вопросов, дальше должно последовать развитие сюжета — посадка квадратно-гнездовым методом ключевых персонажей. Вот уже и началось — в Юго-Восточном округе повязали главного гайца, обложившего экипажи ДПС налогом в штуку баксов ежемесячно.

Ййесс! Первый пошел… Обнадеживает, что одно за другим начинаются уголовные дела против сотрудников МВД и ГИБДД.

ВАЗ

То, что делает на ВАЗе Комаров, даёт результаты, во всяком случае, появилось ощущение начала реальной перестройки ВАЗа. Не всякий вспомнит, что Комаров пришел на завод немногим более года назад.

ВАЗ предполагает сократить число поставщиков компонентов с 270 до 50 и реорганизовать структуру поставок комплектующих. Прозвучали термины: «приоритетный поставщик» и «монополизированность» поставок Комаров близок к решению проблемы зависимости завода от поставок компонентов полубандитскими бизнесами, очень долго висевшую камнем на шее концерна.

У журналистки Галины Дмитриевой, опубликовавшей весьма ядовитую статью про ВАЗ, Тольяттинскую проблему и стратегию автопрома в целом («ВАЗ, стратегия катастрофы»), пытались отобрать детей. Свежий способ борьбы с инакомыслием.

На фондовом рынке произошло прелюбопытное событие, связанное с ВАЗом. Акции ВАЗа неожиданно подскочили в цене (вдвое) и вдруг начали бешено продаваться на бирже. Произошедший же резкий и краткосрочный скачок цены на акции очень смахивает на биржевую махинацию с использованием инсайдерской информации (такое бывает, когда какому-то очень влиятельному лицу/компании нужно срочно слить акции/выйти в деньги).  ФСФР (служба фондовых рынков) проводит расследование, Бог в помощь!

Уволен Максим Нагайцев, премии топ-менеджерам решено не выплачивать, но Комарова переутвердили на посту председателя совета директоров. Вице-президентом ВАЗа назначен Евгений Шмелёв, главный конструктор

Продолжается Великая дистрибьюторская революция — попытка контроля «рекомендованных» дилерам цен. Претензия на участие в формировании рыночных цен. Еще один респект команде Комарова. В августе ВАЗ объявил об изменении правил игры для дилеров. Компания приближает практику работы с дилерами к схеме, используемой транснациональными корпорациями — вместо манипулирования квотами рекомендованная цена и куча возможных бонусов.

Вообще, то, что делает Комаров, начинает медленно давать свои результаты. Например, количество претензий к ВАЗовским машинам снизилось втрое. Этого добиться было сложнее, чем запустить в производство несколько новых моделей.

Путин же опять настойчиво пытается всучить акции ВАЗа французам, те опять отказываются, ломаются, наверное. Кстати, допэмиссия всёж-таки случилась.

Хорошие новости — длительное отсутствие новостей от ВАЗа. После паузы объявление о том, что Рено-Ниссан готовы увеличивать свой пакет акций ВАЗа и использовать платформу грядущего ВАЗовского лоукоста — Гранты. «Первый случай, когда известные иностранные автопроизводители заинтересовались российской разработкой, отмечает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев»

Утилизация

Удачным административным проектом оказалась программа утилизации. Тем более важно, что примеров удачных начинаний современных российских чиновников — раз-два и обчелся.

Опубликована стратегия российского автопрома на ближайшие десять лет. Текст — обычная «заглушка», но за ним старательно выписаны получатели бюджетных денег

Пиарные проекты (Желтая Лада, ЗИЛ-членовоз, Прохормобиль)

К области пиара следует пока отнести и заявление Прохорова о производстве наиновейшего народного автомобиля с абсолютного нуля. Повторяю, я считал и считаю Е-проект большой пиарной «панамой».

История с прохормобилем развивается в логике пиарной акции, а не проекта разработки новой платформы автомобиля.

То, что мы видим — демонстрация нескольких самодельных автомобилей, стоимость производства которых (несколько десятков тысяч долларов) заложена в бюджете пиар-акции. Ни о каком промышленном производстве, промышленной разработке и промышленном проектировании, к сожалению, речь не идет.

…«Эти автомобили не будут продаваться ни в 2012 году, ни позже. Это чисто политический проект и такой красивый стеб» (Игорь Моржаретто зам. главреда «За рулем»).

Массовый инет обсуждал сначала название автомобиля, потом его дизайн. В моем представлении разработка автомобиля не заключается в обсуждении его названия, или дизайнерских решений, хотя… может быть я отстал от жизни.

Второй пиарный проект, вызвавший массу флуда в интернете вызвало сообщение о намерении президента возродить на ЗИЛе традицию производства отечественных членовозов. Новую платформу для ЗИЛа (грузовика, а не членовоза) по словам пиращиков будет разрабатывать Порше, а дизайн Нивы — Pininfarina. Не ожидал, что такой фейк так легко всколыхнёт общественность.

Прокатилась мода на пиар-акцию — объявление всенародного конкурса на выбор названия автомобилю. Пиарщики ВАЗа, Хюндая и Прохоромобиля одновременно засветились в этой дешёвой игре.

Третий значимый пиарный проект года — премьер покатался по Приморью на Калине с тем, чтобы объявить, что пошлины на ввоз иномарок надо еще повышать…

Государственный лоходром

Достойное высокого наперсточного искусства решение о повышении транспортного налога и акциза на топливо. Вообще-то, налог предполагалось снизить в компенсацию повышения акцизов на бензин, но игрища закончились тем, что и акциз повысили, и налог повысили (по факту получается, что он вырастет в полтора-два раза), причем оставить транспортный налог попросил лично Владимир Владимирович. Изящное шулерство заключается в том, что снизить его предполагается лишь для нескольких процентов очень дорогих, экологичных и суперсовременных авто, для подавляющего же большинства «неэкологичных» драконовски повысят.

Закрепление в общественном сознании идеи платности дорог и сборы в пользу Автодора — большая подстава и крупный увод денег в непрозрачные внебюджетные фонды. Снят с ручника и покатился процесс приватизации дорог в стране, причем приватизации чиновной и закрытой (платные дороги). Разговоры о приватизации дорог и платных дорогах — очень опасная «панама». Это попытка убедить нас в том, что можно собрав деньги за проезд по дороге, расходовать их на строительство и ремонт этих дорог. Это враньё, никто не видел вменяемых выкладок по стоимости строительства и отчетов об использовании этих денег. В действительности средства от сборов за платные дороги смогут лишь покрывать стоимость содержания аппарата Автодора.

Шумное дело с обнаружившимися «вдруг» откатами Мерседеса отношу не к международным, а к внутрироссийским новостям. Основными действующими лицами здесь являются не менеджеры Мерседеса, а российские чиновники. Факты вполне естественные, никого не удивившие (разве, что слишком скромным масштабом, но это ведь только верхушка айсберга). Интересно, что, наконец названы, если не имена, то суммы и кабинеты в ведомствах. Обратите внимание:

… МВД, гараж особого назначения Федеральной службы охраны (ФСО), Минобороны и городских властей Москвы, Уфы и Нового Уренгоя.

МВД, рассмотрело информацию и не нашло ничего незаконного в процедурах откатов. Все делалось по понятиям. ФСО вообще указало всем любопытствующим на то, что Мерседес в досудебном порядке помирился с американской юстицией, следовательно нечего их (ФСО) попусту дергать, проехали. «Успокойтесь, граждане, и разойдитесь»… Т.е., милиция девственно непорочна. Прокуратура и Гарант, похоже, согласны с этим.

Не удовлетворенный таким решением Алексей Навальный выступил инициатором массового обращения в генпрокуратуру, которая была вынуждена возбудить дела. Я тоже поучаствовал в акции, отправив запросы (подготовленные Навальным) по всем адресам

Введение «Сухого закона», сделавшего заведомым преступником практически каждого водителя. Ноль промилле алкоголя в крови, практически нереальная норма. Вы еще не привлечены к ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения только потому, что у инспектора есть другие дела.

Блогосфера вытаскивает на свет результаты всяческих странных бюджетных покупок (по закону в инете должны публиковаться тендерные заявки): «г. Ханты-Мансийска были куплены два люксовых внедорожника Lexus LX 570 на общую сумму 8 700 000 рублей. Автомобили были предназначены для главы Ханты-Мансийска и председателя городской Думы. Автомобили были приобретены за счет бюджетных средств. Заместитель Генерального прокурора России Золотов направил специальное поручение прокурору округа об аннулировании сделок.» Для систематического мониторинга подобных закупок Алексей Навальный организовал портал «РосПил», который уже активно работает.

В Москве своя напасть — программа «Народный гараж», отягощённая непомерной коррупцией команды московского градоначальничества тихо идёт ко дну: «Среди москвичей не находится желающих покупать «дешевые машиноместа» по 11,5 тысяч долл.» в жопе от своего дома … эксперты пытались объяснить представителям мэрии, что 350 тысяч — явный перебор. На что из мэрии моргая честными голубыми глазами, отвечают, что «таковы затраты». Новый мэр не возражает против пилежа. Почему-то в очень недешевой Германии место в таком гараже стоит в пределах 4-5 тысяч евро.

Китайцы. Иногда они возвращаются.

Вышибленные с рынка кризисом, китайские компании активно возвращаются и не только на российский, а и на европейский рынок. Geely теперь даёт гарантию на свои автомобили на 5 лет, Great Wall и Brilliance рвутся на европейские рынки. В России вновь стартуют продажи одной за другой моделей различных китайских брендов (Lifan Solano, Джили МК, BYD, Чери А3)

Даймлер и BYD совместно создают электрокар, причём Мерседес предоставляет «носитель», а китайцы разрабатывают и производят всю хайтек-начинку, самое интересное в автомобильном мире сегодня — это китайский автопром?

Cвежеприобретенной компанией Volvo теперь рулит китаец, а китайский BAW, купивший платформы SAAB 9.3 и 9.5, представил собственные варианты китайских машин на этих платформах. Причем, это будут электромобили.

Китайская Geely вполне шоколадно чувствует себя на росийском рынке, предполагая собирать на Дервейсе три модели. Предварительно, китайцы проделали финт, обычный для многих транснациональных производителей: сначала позволили раскрутить рынок на деньги местной компании, создавшей систему дистрибуции («Ред Драгон» Рольфа), а потом кинули эту компанию, заявив, что теперь и сами, пожалуй, займутся дистрибуцией на этом рынке. Рольфу ничего не осталось делать, как проглотить, постаравшись сделать хорошее выражение лица.

Война лоукостов

Кризис запустил войну лоукостов. Недавно презентованный новый Polo (седан) от Фольксвагена, похоже, схлестнётся в бою с Логаном (он же Renault Tondar, он же Nissan Aprio) и оба будут ждать появления в сегменте Соляриса от Хюндая. Тенденция не исключительно отечественная — китайцы включились в лоукост-соревнование, оставляя за флагом индийский Тата-Нано. Geely объявил о намерении сделать самый дешёвый автомобиль в мире

За приз в этой гонке бьются еще и ВАЗ, Toyota Etios, Verna (новое поколение популярной в России модели Hyundai Accent) и Шевроле Ланос украинского производства (ЗАЗ Шанс, компания Квингрупп поставляет самый простой Ланос-Шанс за 235р. и с автоматом — за 300-310 р. Китайцы обозначили курс на разработку двух авто до 3000 долл.

Hyundai открыл в Питере завод, на котором предполагает производить «Солярис», еще одну модель, созданную «специально для российского рынка». Одновременно с запуском завода поблизости стартовало и производство запчастей на заводе Magna, в т.ч. и для этой модели. Фолькс поступил также, запуская свой завод в Калуге…

Стартовало и производство еще одного народного автомобиля (Фиат Албеа — Северсталь, в Набережных Челнах, вместо народной «Оки»).

ЗАЗ планирует выпустить в серию новое авто — конкурента «Калине». ZAZ Forza. На китайской платформе Chery A-13, а кузов им дизайнерили в Пининфарине. Продавать предполагают по цене 10-13 тысяч долл. С кондиционером, АБС и подушкой водителя в базе. Короче Ладу Гранту уже ждут в раскрытые объятия.

Электромобили

Все концерны в этом году уже предложили свои гибриды и электромобили. Некоторые уже не первых поколений. Ауди тоже переходит к питанию от розетки. Европейские производители договорились о едином стандарте зарядных устройств. Еврокомиссия разрабатывает программу перехода на электротягу. Электромобили подешевеют

Бренды и модели

  • Китайцы купили-таки Volvo
  • MG (теперь китайский) возвращается в Европу через Китай
  • производство PT Cruizer прекращено, а жаль — прикольный был автомобильчик, без него станет преснее…
  • Saab продан Spykerу, бренд не умрёт, но пока перспективы его туманны. Российского духу в Спайкере больше нет
  • Шоукар Hammer, напротив, похоже склеил ласты.
  • В Европе успешно начались продажи Дачия Дастер — убийцы «Нивы»
  • Рено начал производство в России Sandero, который может превзойти продажи Логана, и ряд Логан-Сандеро вполне может сравниться по объему продаж с продажами ВАЗа
  • почил бренд Понтиак. Земля пухом
  • Народный автомобиль собирается насильно сделать беднее автомобили Шкода, удерживая его в более низком ценовом сегменте. С одной стороны, бренд принадлежит VW, с другой, Шкода уже давно переросла нижний ценовой сегмент и дышит в затылок основному бренду Volkswagen.

Разное

В Европе инет-сайты — дилерский инструмент номер один. Например, Форд впервые сделал презентацию авто не на выставке, а в инете. Дилеры на развитых рынках уже давно больше половины машин продают через инет. Киа (следом за GM) предполагает освоить еще один канал продаж — самый мощный инет-аукцион eBay.

Серьезный шаг в области стандартов безопасности. Смена практики краш-тестов. ADAC пошел дальше NCAP, стандарты безопасности будут повышаться и дальше. Действующим в России  стандартам соответствуют и все китайские автомобили

В Калуге окончательно сформировался новый автокластер, новый российский Детройт. Как ни странно, им стал не Тольятти, и не Питер.

Отмечаем тенденцию к разработке и выводу на рынок многочисленных ситикаров, фанкаров, тойкаров, чипкаров и прочих перформанс-каров. Гордон Мюррей создатель спорткара McLaren F1 разработал проект миникара для мегаполисов. Далее список, который можно продолжать:

  • Т25 от Гордона Мюррея
  • Peugeot BB1
  • Audi A1 — первый тойкар с полным приводом…
  • Apple — iMove
  • концепт от Ниссан
  • тойкар от Kia — POP
  • BMW готовит к выпуску сверхкомпактный класс автомобилей, UKL (расшифровывается как «компакт нижнего ценового сегмента»)
  • малолитражка Астон Мартин
  • Тойкары Трайдент
  • Автомобиль из конопли

Японцы нацелились на разработку получения топлива из водорослей. Практика показывает, что они эффективно решают поставленные задачи.

Фиат успешно движется в сторону транснационального холдинга. Мы скоро услышим про концерн Фиат-Крайслер (реинкарнация Даймлера-Крайслера)

И еще одна тенденция — волной пошли крупные сервисные отзывы машин чуть не по всем ведущим брендам — Тойота, БМВ, Хонда и так далее. Похоже, модный тренд преднамеренного снижения срока службы автомобилей немного пережали — они рассыпаются раньше запланированного.

Антитойотовскую движуху можно сравнить с антиправорульной волной активности в России. Представляется, что это просто антипиар для освобождения своего  (американского) рынка от иномарок (не во всех странах считается возможным просто поднять ввозные пошлины). Тойота видела и не такое, и это переживёт.

Первые сообщения об отзывах дефектных автомобилей российских производителей. Свидетельствует о том, что цивилизация и наших монстров коснулась. Отзывы — это не о том, что машины плохие, а о том, что производитель вынужден демонстрировать заботу о безопасности потребителей:

Пожизненная гарантия

Чувствуя, что может потерять рынок, GM дает восьмилетнюю гарантию на батарейки Шевроле Вольт. Проблемой для владельцев электромобилей до сих пор была запредельная стоимость и быстрый выход из строя (около трех лет) аккумуляторов. Восемь лет — это практически срок эксплуатации автомобиля.

Опель предполагает сделать гарантию на автомобили пожизненной. Правда, со множеством условий и оговорок, на чем тут же начали плясать противники, обвиняя Опель в обмане. … гарантия, хоть и является бессрочной, но действует лишь до достижения автомобилем пробега в 160 000 километров, распространяется только на определенное количество агрегатов, деталей и системТренд очень существенный — объявить срок пользования (жизнь) автомобиля и нести обязательства по его поддержанию на колесах в течение всего срока. Опель только первая ласточка

Почин Опеля на увеличение гарантии начинает давать плоды. Форд увеличил гарантию до 3х лет, «увеличен дополнительный гарантийный срок по программе Ford СервисКонтракт, который теперь составляет пять лет или 150 тысяч километров пробега…».

Конкуренция приводит к увеличению сроков гарантии и гарантийного пробега других игроков рынка. Ижевские машины теперь имеют гарантию 3 года, или 40 тыс.км (Мицубиси давно гарантирует на 3 года, или 100 тыс.км), ЗАЗ обещает гарантию на Шанс на 4 года, или 120 тыс.км.

С 1 января три страны унифицировали большую часть таможенных пошлин на импорт. В частности, Казахстану пришлось изменить более 60% пошлин, главным образом, в сторону повышения… В Казахстане, где нет автопроизводителей, нуждающихся в защите, пошлины на иномарки выросли почти в четыре раза. В результате, продукция российских автозаводов получила новый рынок, казахи будут очень благодарны российскому автопрому (прежде они ездили на недорогих японских машинах) и России в целом.

Вступил в силу новый Технический регламент, японские и американские авто пока допущены на российский рынок.

Умер Игорь Пономарёв, один из лучших аналитиков автомобильного рынка.

Посты помесячного дайджеста:

Январь (http://blog.motopapa.ru/news/obzor-rossijskogo-avtomobilnogo-rynka-za-yanvar.html)

Февраль (ссылка пропала)

Март (http://blog.motopapa.ru/news/obzor-novosti-avtomobilnogo-rynka-v-marte.html)

Апрель (http://blog.motopapa.ru/news/obzor-sobytij-avtomobilnogo-rynka-za-mesyac.html)

Май (http://blog.motopapa.ru/news/ezhemesyachnyj-obzor-sobytij-avtorynka-maj-2010.html)

Июнь (http://blog.motopapa.ru/news/iyun-obzor-sobytij-avtomobilnogo-rynka.html)

Июль (http://blog.motopapa.ru/news/obzor-sobytij-rynka-avtomobilej.html)

Август (http://blog.motopapa.ru/news/avgust-obzor-sobytij-avtomobilngo-rynka.html)

Сентябрь (http://blog.motopapa.ru/news/sentyabr-avtorynok-chto-eto-bylo.html)

Октябрь (http://blog.motopapa.ru/news/novosti-avtomobilnogo-rynka-oktyabr.html)

Ноябрь (http://blog.motopapa.ru/news/novosti-avtomobilnogo-rynka-noyabr.html)

Декабрь (http://blog.motopapa.ru/news/obzor-sobytij-avtomobilnogo-rynka-dekabr.html)