ВАЗовский тупик. Из переписки с коллегой…

«Добрый день, Михаил!
…поставили задачу написать меморандум на проблему из предыдущей работы. Проанализировав все за и против решил взять то, что плохо лежит — ВАЗ, в частности неэффективный менеджмент. Финалом работы должна стать рекомендация по той или иной политике, которую необходимо ввести, дабы помочь предприятию справиться с кризисом и выйти на новый уровень развития (звучит как утопия).

…Мне кажется наиболее логичным — попросить/разрешить Карлосу Гону сделать то, что он в своё время сделал с Ниссаном, когда подобный кризис был у японского производителя. В краткосрочной перспективе будет больно, но в конечном итоге (даст бог) завод должен начать что-то производить путное, чтобы продукцию с охотой покупали, не возникало вопросов по качеству и тд. Пример Ниссана прямо встаёт перед глазами. Мне это видится как поддержка государством социальной сферы Тольятти, а новое управление пусть занимается непосредственно развитием и перестройкой завода. В конечном итоге это должно создать/восстановить рабочие места.»

Игорь, доброе время суток.

Боюсь, что основная управленческая проблема ВАЗа лежит глубже.

http://auto.ironhorse.ru/wp-content/uploads/2007/08/vaz-logo.jpg

Очевидно, что для того, чтобы завод стал выпускать конкурентоспособную продукцию, следует проделать нечто аналогичное тому, что проделал Карлос Гон в Nissan, или  Ли Якокка в Crysler. Гениального озарения для того, чтобы это проделать, не требуется, а проблемы и решения будут видны тому, кто реально начнет что-то делать.

Беда, однако, в том, что никто из принимающих решения сторон не заинтересован в возрождении завода. Государство в лице ведущих чиновников ничуть не страдает и не теряет голосов избирателей из-за неэффективной промышленности. Каждый очередной президент трындит об этой неэффективности, но ничего реального не делает. Собственники — акционеры лишь номинально являются собственниками, в реальности, эффективно используя не производство, а политическое влияние, которое дает такая близость к столь крупным активам (посмотрите, откуда берутся губернаторы в этом регионе, и насколько увеличивается влияние людей, близких к потокам дотаций). Мало веселого даже в том случае, если это не так — Renault заинтересован в том, чтобы на ВАЗовских мощностях выпускались его машины (не самый плохой вариант для тольяттинского гиганта), банки-владельцы, думаю получают гораздо больше от перегона субсидий, трансфертов и гарантий умирающего завода, чем от денежных потоков благополучного.

Менеджмент компании — лишь технические исполнители, назначенные для реализации политических решений, принимаемых не в Тольятти, не заинтересованы и не наделены правом принимать серьезные решения (разве что кто-то из гендиректоров воспримет ситуацию, как личный вызов).

Факт того, что завод перешел из рук преступных группировок (при Каданникове) в руки высокопоставленных чиновников (Чемезов — весьма хороший знакомый и боевой товарищ Путина), как ни странно, не пошло ему на пользу — бандюки хотя бы были заинтересованы в увеличении выпуска дефицитной продукции, а пилеж трансфертов в те времена был еще не основным бизнесом.

К сожалению, должен констатировать, что завод как бизнес сегодня мало кого интересует и судьба его незавидна, как и судьба значительной части жителей красивого и не самого маленького города. Возможно, мы увидим некие сдвиги в судьбе предприятия в случае, если иначе ляжет политическая карта и опять ВАЗ будет фрагментом какой-то другой политической игры…

Удачи Вам и не расстраивайтесь, солнце продолжает всходить на востоке!

Вот, кстати, еще один текст, опубликованный на полгода раньше: http://superinvestor.ru/archives/1643