ВАЗ вечен, как погода…

Инет полон новостями и псевдоновостями из Тольятти. Похоже, разговор о банкротстве ВАЗа становится чем-то вроде застольного разговора о погоде. Мне стало любопытно, что говорят не журналисты, а экономические эксперты. Как всегда, я сделал нарезку (ссылки на источники оставил).

М.Хазин (http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/605346-echo/):

…Так вот, возвращаясь к АвтоВАЗу. Потенциально АвтоВАЗ — это лидер. Потому что он может делать машину европейского качества по цене, по тысяче долларов за штуку. Нужно при этом понимать, что, конечно, нужно провести мощную реструктуризацию бизнес-процессов, нужно резко сократить доходы менеджмента как легальные, так и нелегальные. Ну, собственно, легальные можно сократить путем сокращения менеджмента, а нелегальные — это понятно.

…в принципе, то, что ездит, обладает рулем и новая, …и при этом еще обладает как бы некоей помехоустойчивостью в смысле, что она не рассыпается от пристального взгляда.

…Только что АвтоВАЗу дали очень большие от государства деньги. При этом государство по неизвестным причинам не поставило жестких условий. А в результате, соответственно, деньги делись неизвестно куда, несмотря на обещания нового руководства, что уже к концу года завод выйдет на безубыточный режим работы. И более того, уже ходит слух о том, что собираются на месяц закрывать конвейер. Пока еще не решили, как мне объясняли, что последнее слово за губернатором.

У губернатора, как вы понимаете, проблемы. С одной стороны, он происходит из, как бы, из технологий Чемизовских, то есть он как бы вылез из этой системы, а с другой стороны, он сегодня губернатор, то есть он как бы ответственен перед людьми. Вот что для него окажется важнее — своя корпорация или люди, которыми он руководит — это вопрос отдельный.

…я совершенно точно знаю, что, по крайней мере, 2 группы, ну, про одну из них писали газеты, группа «СОК» на последнем заседании совета директоров предлагала свой план реструктуризации. Его, насколько опять-таки из газет, его никто всерьез не рассматривал. Ну, пускай государство объявит конкурс и выделит деньги на поддержку АвтоВАЗа не просто так, кому-то там, конкретному человеку, который сегодня руководит, а той группе которая выиграет этот конкурс. И при этом с четкой ответственностью: вот программа, вот пункты, 3 месяца, столько-то денег, такой результат. Еще 3 месяца — столько-то денег, такой результат. Кто выиграет, тот пускай и руководит АвтоВАЗом, ну как вообще во всех приличных местах делается. У нас вместо этого абсолютно без какой бы то ни было ответственности людям выдаются деньги, и после этого ожидается, что они чего-то будут делать — они разворуют все к чертовой матери.

В. Мау (http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/607619-echo/): …у нас есть проблема системообразующих банкротов, это серьёзнейшая проблема, серьёзнейший выбор. Что мы хотим? Мы хотим помогать системообразующим банкротам цивилизованно обанкротиться или хотим помогать им не цивилизованно продолжать существовать, это очень важная развилка.
…Цивилизованно обанкротиться, это как сделали в «Детройте». Это отбросить активы, которые тянут на дно …и обновить менеджмент. Начните с международного конкурса. Найдётся в мире хоть один специалист по автомобильной промышленности, который будет готов возглавить? Давайте строить под него.

Мне вообще кажется, я про это не раз говорил, в том числе и в рамках наших программ, что предприятие системообразующее, обращаясь за помощью к государству, должно иметь помимо формального обращения за помощью, ещё два документа. Всего их должно быть три. Второй — программа модернизации, а первое — это заявление руководства об отставке.

М.Бергер (http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/607629-echo/): …Да, получили кучу денег. Боюсь, что это не помогает. На самом деле, давайте посмотрим на АвтоВАЗ и насколько это возможно честно и откровенно. АвтоВАЗ выпускает плохие автомобили, и это знают все потребители. Более того, это знают и те, кто выпускают эти автомобили. Я помню недавний репортаж из Тольятти, с АвтоВАЗа о визите туда премьер-министра. В одной известной газете, в которой пишет не менее известный хроникер Владимира Владимировича Андрей Колесников. И он, как известно, мастер деталей, он там воспроизводит свой разговор не просто работником АвтоВАЗа, специально отфильтрованный, отобранный, вот, как бы, для случайно встречаемых премьером людей в цеху. Ну, понятно же, что там на самом деле человека допускать нельзя. Так вот, из этих отобранных для случайной встречи людей рабочий, работник, может быть, он итровец, синий воротничок. Так вот он говорит, как-то в разговоре с Христенко говорит, показывая на АвтоВАЗы, как раз там Путин что-то покупал, он говорил: «Забудьте об этом, забудьте». Ну, просто с мукой на лице говорил о том, что вот все что угодно можно покупать, только не это.

Ну, смотрите, мы знаем, что эти машины не годны, производитель знает, что не годны, давно не годны, много лет. И эта мука продолжается-продолжается, ну, долго. Как долго это будет продолжаться, непонятно. Мы понимаем, что миллионный город, Тольятти — почти миллион, живет АвтоВАЗом. И другой работы — ну, может быть она есть, но все равно связана с АвтоВАЗом, с обслуживанием людей, там, работающих в больницах, обслуживание детей в школах — это все страшный такой социальный узел. Но эта мука не может продолжаться бесконечно. Вот опять мы приходим к тому, что страна должна кормить своих еще не только крестьян, но и производителей неконкурентоспособных автомобилей. Ну да, дали кучу денег. Может быть, это поможет? Мне кажется… Не знаю. Такие вливания бесплатные, дешевые, как правило, не дают хороших результатов…

С.Дубинин (http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/607876-echo/):

АвтоВАЗ в странной и сложной ситуации. Вот сегодня они сказали, что 27 тысяч человек они уволят, даже больше, почти 28 тысяч. При этом мы все помним, как правительство выделяло кредиты АвтоВАЗу и что у них огромный кредитный портфель, с одной стороны, а с другой стороны, огромное количество долгов. Вообще, какие перспективы у этого предприятия?

Я думаю, что ситуация там крайне тяжелая. Она назревала, собственно, в течение всех последних 20 лет. Отсутствие обновления самого производства и модельного ряда, очень неудачное, по крайней мере, обновление, и качество продукции, которое выпускает это предприятие, превратило АвтоВАЗ из предприятия, которое реально в начале своего существования продвигало технический прогресс в стране в целом, в советской экономике сыграло очень важную роль, вот в некую такую черную дыру, куда проваливаются ресурсы бесследно. И это, конечно, быстро не исправишь. Я сам не автолюбитель, не очень разбираюсь в этом, но я просто понимаю, что никто, при возможной сопоставимости по цене, не хотел бы покупать машину вот того качества, которого они выпускают. И это давно. Это не то что случилось вот сейчас во время кризиса. АвтоВАЗ и его судьба — это должно быть частью некоей структурной программы изменения отрасли. Особенно когда туда пришли иностранные конкуренты, собирающие автомобили здесь, в России. У него выжить не было шансов даже в растущей экономике, а тем более сейчас, в кризисной, когда спрос платежеспособный сжался, люди не готовы платить деньги за автомобили, а тем более за такого рода продукцию, которую выпускает АвтоВАЗ. А вот что там делать, это должна быть специальная программа переподготовки людей, временной занятости, какие-то выходы должны были быть найдены, а не просто пережить тяжелое время или просто потратить деньги. Ну, нужно специально этим заниматься.

М.Хазин (http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/608497-echo/)  :

…что такое экономика финансовых пузырей. Это означает, что в некоторый момент свободные деньги — которые взялись откуда? от эмиссии, от печатного станка — ищут, куда бы им вложиться. В некий момент где-то надувается пузырь. …
…И само нахождение на верху этой пирамиды им приносит дивиденды, сам факт. Уже, может быть, всё исчезло, может быть, уже особых денег нет, но поскольку в этой пирамиде десятки, а сотни тысяч людей, которые живут, работают как-то, то в результате у них, на верху, имеется ресурс — и финансовый, и аппаратный, организационный. И эти люди совершенно не заинтересованы в том, чтобы где-то прорастало что-то, куда могут деньги придти, что называется, на естественных основаниях, потому что там прибыль.
… Мы говорили в прошлый раз об «АвтоВАЗе» и говорили, что этот менеджмент не может справиться с задачами, которые перед ним поставлены. Но сам по себе он не уйдет. Потому что он рассчитывает, например, получить еще от государства миллиард долларов. Ну что ж он будет уходить?.. Он хочет сначала получить, а потом уйти.

М.Блант (http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/610859-echo/) : Я думаю, что тема АвтоВАЗа — она гораздо шире. И другое событие, которое произошло сегодня же, поручение Генпрокуратуре проверить эффективность госкорпораций, ну, собственно, непосредственно связано. Тем более, что АвтоВАЗ, как известно, был с боем и с кровью выдран у Ростехнологий — самая большая госкорпорация, которая была создана и которая должна была модернизировать, стать локомотивом, модернизировать российскую промышленность. Сначала оборонку, потом к ней присоединился Автопром, Авиапром, Судостроение — все, что было приватизировано или неприватизировано, или не до конца приватизировано, Чемизов подгреб под себя и он ровно этим и занимался тот год с небольшим, полтора, которые существовали Ростехнологии. То есть никакой модернизации, ничего не проводилось, а он просто сгребал под себя активы в надежде… Я не знаю, в надежде на что. В итоге кусок оказался больше, чем он мог проглотить, и вот эта госкорпорация, которая должна была быть тем локомотивом, который вывезет те или иные компании или еще что-то, в том числе АвтоВАЗ из кризисной ситуации — она оказалась гирей на шее.

С.Алексашенко (http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/611703-echo/) :

…И АвтоВАЗ уже рухнул. То есть мы уже понимаем, что не жилец. Вот, ну, не жилец. Ему дали там 25 миллиардов рублей, и он проглотил, даже не поперхнулся, даже никто и не заметил, куда эти деньги ушли. Говорят, еще надо. А сколько надо? А черт его знает: может, 50, может, 100, может, 150. А чего после этого будет? Да то же самое будет. Вы понимаете, это некий такой закономерный итог развития российского автопрома — выпуск неконкурентоспособной машины, неумение перестроить, неумение договориться с западными партнерами.

…АвтоВАЗ. Ведь, не забывайте, что у того же самого АвтоВАЗа на 25% есть акционер под названием Renault. Казалось бы, профильный инвестор, да? Ну, а чего? А он еще миллиард долларов заплатил за этот пакет. Представляете, какие идиоты? Вот есть еще в мире такие простачки, которые верят, что за миллиард долларов им дадут поуправлять АвтоВАЗом. Ну, кто ж им даст?

(К.Похмелов, ведущий передачи): Нет, ну хорошо. Ну, все равно: есть производственные помещения, есть завод, есть станки, есть, в конце концов, люди. Ну и что? Перепрофилировать, ведь, это производство нельзя?

С.Алексашенко: Да нельзя ничего другого на этих станках произвести, на этих станках, на этих площадях в лучшем случае можно было собирать KIA. Ну, вот да, кризис. Выяснилось, что машина неконкурентоспособна. Выяснилось, что рабочих занято гораздо больше, чем требуется, что производительность труда ниже, чем у конкурентов. Конкуренция.
… АвтоВАЗ получил 25 и ничего не изменилось, вот, еще хуже стало, да? Пока он не получил 25, он еще как-то там держался. Получил 25, и вообще…
…я считаю, что это большая ошибка правительства.