ВАЗ — это не про машины, а про деньги…

ВАЗ — источник новостей, читать уже навязло в зубах, это как сводка погоды от Росгидромета — повлиять ни на что нельзя, верить тоже, но очень сказывается на окружающей действительности. Наиболее адекватный текст от Артема Ейскова:

От количества денег, которые выделяются ВАЗу, волосы шевелятся по всему телу. В общей сложности (безвозмездная помощь и кредиты госбанков) компания получит около 3,5 млрд долларов. Это почти втрое больше, чем сейчас стоит General Motors. Там, понятно, ещё долгов и других проблем полно, но при желании можно вытащить из этой компании технологии, знания, торговые связи, а остальное обанкротить. И то получилось бы намного более толково, чем просто так выбросить миллиарды.

Другой вариант — купить крупнейшую индийскую автокомпанию Tata Motors (2,7 млрд долларов), производящую помимо прочего и самый дешёвый автомобиль в мире. Всё полезней. Правда, не продадут — ведь российский управленцы смогут довести до разорения и эту вполне успешную компанию.

Про покупки — это почти шутка, конечно. Понятно, что выкупить существенный объём акций с рынка, не подняв цены, невозможно. Суммы даны просто для примера, чтобы показать масштаб выделяемой помощи.

И всё-таки, один рецепт возрождения АвтоВАЗа есть.

Товарищ майор, всё, что написано ниже, является литературным произведением, не имеющим никакого отношения к реальности. Все совпадения имён, названий и фактов — случайны.

Проблема ВАЗа в том, что он никогда не был бизнесом в нормальном понимании этого слова. Градообразующим предприятием — был (и есть); кормушкой, откуда тащили всё, что можно, и все, кто мог (от уборщиц до директора) — был; источником первоначального капитала для Березовского — был; бандитской дойной коровой — был. Теперь это дойная корова для путинских (Чемезов и К).

Соответственно, у него огромное количество побочных отношений, не связанных с бизнесом: социалка, пособие «рабочим» (зарплата людям, которых в нормальном режиме надо уволить, но нельзя, потому что им всё равно больше негде работать), откаты за поставки, торговля с правительствами разных уровней за налоги, откаты за госпомощь, разворовывание финансовых потоков, финансирование властей города и области. Всё это вместе — не менее сложная структура, чем сам завод. Все эти связи сложно переплетены и взаимозависимы.

В итоге получается, что машины, собственно, никому не нужны. Это как «поехать на рыбалку» — всем понятно, что имеется в виду пьянка в приятной компании, а ловля рыбы — необязательное дополнение, условный повод. Вот и производство машин на ВАЗе — просто повод пилить бабло (на всех уровнях от топ-менеджеров до рабочих) и делить власть.

Поэтому говорить о каких-то реформах, изменениях и т.п. применительно к ВАЗу как-то странно. ВАЗ — это не про машины, это про деньги. Причём, про деньги не заработанные, а украденные.

В общем, исправить ситуацию можно. Но для этого придётся ввести войска НАТО в Москву и все областные центры, сменить всё руководство на всех уровнях во всей стране на иностранцев, провести жёсткую люстрацию, посадить несколько миллионов человек. После этого снести ВАЗ и построить на его месте новый современный завод. И нанять туда тысяч 10-15 человек. По конкурсу. Ту же операцию (снос-строительство-конкурс) параллельно провести на всех заводах — поставщиках.

В результате, лет через пять после запуска обновлённой производственной цепочки можно будет вполне рыночно продавать порядка миллиона простых машин уровня средней Шкоды. А всю высвободишуюся рабочую силу направить на строительство дорог, чтобы этим машинам было где ездить.

В существующих же условиях разрушить криминально-финансовую структуру «ВАЗ» (чтобы создать автозавод ВАЗ) невозможно. Этот вопрос просто не возникает, он в другой плоскости.

А вообще, если АвтоВАЗ — автозавод, то:

Газпром — надёжный поставщик газа и электроэнергии на внутренний внешний рынки, свято блюдущий интересы государства и миноритарных акционеров

ГАИ — государственная служба по оптимизации движения на дорогах

Милиция — друг, помощник и защитник гражданина

Армия — эффективная система защиты страны от внешнего врага

Чиновники — на службе у народа

Суды — на страже закона и справедливости

Депутатский корпус — выразитель воли избирателей

Президент — гарант Конституции.