Рынок Лимонов, Джордж Акерлоф — об асимметрии информации

Несколько дней назад Morrozmsk (ЖЖ) в посте разместил информацию (http://morrozmsk.livejournal.com/21283.html), очень важную для развития вторичного авторынка — упоминание о работе Акерлофа, нобелевского лауреата, исследовавшего феномен ассиметричности рыночной информации. Акерлоф показал, что происходит на рынке, когда продавцы знают больше о качестве товаров, чем покупатели. Он доказал, что в этом случае товары с низким качеством начинают доминировать на рынке.

Джордж Акерлоф Джордж Акерлоф фото родился в 1940 г. в г. Нью-Хэйвен, штат Коннектикут. Степень доктора философии получил в Масачусетсском технологическом институте в 1966 г. Был профессором Индийского статистического института и Лондонской школы экономических и политических наук. В 1973 г. был одним из ведущих сотрудников Комитета экономических советников при президенте Никсоне. С 1980 г. — профессор Калифорнийского университета в Беркли.

Его сайт в Интернете: http://eml.berkeley.edu/~akerlof/

В 1970 г. Дж. Акерлоф написал работу «Рынок лимонов». В послании Нобелевского комитета она упоминается как «единственное самое важное исследование среди публикаций по экономике информации». Напрасно наш читатель искал бы в этой книге что-либо о рынке цитрусовых — «лимоном» в Америке называют подержанный автомобиль. Это уже настолько не жаргон, что «lemon law» — это закон, согласно которому продавец автомобиля обязуется бесплатно отремонтировать, заменить или вернуть деньги за автомобиль, в котором выявились недостатки. Более того, этот термин прочно вошел в лексику американских экономистов-теоретиков и в настоящее время относится не только к подержанным автомобилям. Поэтому более соответствует содержанию подзаголовок статьи Дж. Акерлофа, написанной в далеком 1970 г.: «Неопределенность качества и рыночный механизм».

Со времени работы Дж. Акерлофа подержанный автомобиль служит образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке.

Иными словами:

Продавец о недостатках подержанного автомобиля знает больше, чем покупатель!

Ясно, что это касается не только подержанных автомобилей («лимонов»). «Лимонами» называют все товары, в качестве которых покупателю нельзя быть уверенным. Например, в молдавской бытовой речи есть слово «сатин». Так называют любое вино, которое побывало там, где его могут разбавить или подменить. С этой точки зрения таковым заведомо не может быть вино, которое хозяин сделал сам для себя, то есть исключенное из товарных сделок.

Дж. Акерлоф показал, что если продавцы знают о качестве товаров больше, чем покупатели, то товары с низким качеством на рынке начинают преобладать. В статье 1970 г. Дж. Акерлоф дал собственное объяснение широко известному факту, когда автомобиль, находившийся в эксплуатации всего пару месяцев, продается по цене значительно меньшей, чем новый:

если почти новый автомобиль продается, то вероятность того, что он низкого качества, повышается

Иными словами, хороший автомобиль не продают сразу, а в цене почти нового автомобиля содержится не столько информация о его действительном качестве, сколько информация о подозрениях потенциальных покупателей о его низком качестве, то есть знание того, что вероятность низкого качества у почти нового автомобиля выше.

Дословно цитата из статьи Акерлофа звучит так: «Существуют четыре вида автомобилей… Новый автомобиль может быть хорошим и «лимоном», и конечно, это верно и для автомобилей подержанных». И что, кроме того, существуют «многочисленные институты… задача которых — противодействовать неопределенности качества», то есть сигнализировать при обнаружении таковой.

У меня файл с текстом Акерлофа в адобовском формате. Не зная как выложить его в пост целиком, я выкладываю фрагмент текста, в котором говорится об автомобильном рынке:

Дж.Акерлоф: …1. Рынок автомобилейАвтомобиль

Пример с подержанными автомобилями позволяет уловить самую суть проблемы. Время от времени можно слышать рассуждения или недоуменные замечания по поводу значительной разницы в ценах на новые автомобили и автомобили, которые только что покинули витрины торговых залов. Обычное объяснение этого феномена сводится к тому, что указанная разница представляет собой плату за удовольствие от обладания «новым» автомобилем. Мы предлагаем иное объяснение.

Предположим (ради простоты, а не реалистичности), что автомобили классифицируются всего по двум признакам: с одной стороны, новые и подержанные, с другой — хорошие и плохие (в Америке последние называют «лимонами»). Новая машина может быть хорошей, но может оказаться и «лимоном»; разумеется, то же самое верно и для подержанных машин. Приобретая новый автомобиль, индивид заранее не знает, что он покупает — хорошую машину или «лимон». Однако ему известно, что с вероятностью q данная машина окажется хорошей, а с вероятностью (1-q) — плохой; предполагается, что q — это доля хороших машин среди всех произведенных, а (1-q) — доля «лимонов».

Вместе с тем владелец автомобиля, пользовавшийся им какое-то время, способен лучше разобраться в том, что за машина ему досталось, т.е.он присваивает новую вероятность тому, что его автомобиль — «лимон».Эта новая оценка более точна, чем первоначальная. Таким образом, возникает асимметрия доступной информации, поскольку продавцы теперь знает о качестве машин больше, чем покупатели.

В то же время и хорошие, и плохие автомобили все равно должны продаваться по одной цене, ибо покупатель не может отличить хорошей машины от плохой. Очевидно, что подержанный автомобиль не может оцениваться так же высоко, как новый — иначе владельцам «лимонов» было бы выгодно продать свои машины, а затем по той же цене купить новые, вероятность которых оказаться хорошими (q) выше, а плохими — ниже. А раз так, то владелец хорошей машины оказывается в неблагоприятном положении: он не только не может продать свою машину по ее истинной стоимости, но не может даже получить ожидаемую стоимость своей новой машины.

Здесь мы имеем дело с модифицированным проявлением закона Грешама, — ведь среди предлагаемых на рынке машин большинство будут составлять «лимоны», а хороших машин может не оказаться вовсе.

«Плохие» машины имеют тенденцию вытеснять с рынка «хорошие» (во многом подобно тому, как «плохие» деньги согласно закону Грешама вытесняют «хорошие»). Но аналогия здесь не вполне строгая. Плохие машины вытесняют хорошие, потому что и те, и другие продаются по одной и той же цене; точно так же неполноценные деньги вытесняют полноценные, потому что обменный курс и для тех, и для других одинаков. Однако плохие автомобили продаются по той же цене, что и хорошие, в связи с тем, что покупатель не может отличить их друг от друга (качество известно только продавцу), тогда как закон Грешама предполагает, что и покупатель, и продавец могут отличить «плохие» деньги от «хороших».

Таким образом, эта аналогия хотя и поучительна, но не является полной.