Продолжение обсуждения. Кухонный разговор…

Прошлый пост (http://blog.motopapa.ru/avtomarketing/novye-starye-modeli.html, http://blog.motopapa.ru/avtomarketing/novye-starye-modeli.html) вызвал массу кривотолков. Спасибо всем, принявшим участие в дискуссии (Metelik, Namorr, [ЖЖ obsserver], Alex_Kuznetsov, [ЖЖ yosha-orlow]). Я только вкинул тезисы. Очень хотел принять участие, но, к сожалению, пришлось несколько дней плотно работать. Читал, но реагировать уже не оставалось сил. Приношу свои извинения. Вместо модерации скандала я скопировал всю ветку и постарался выдернуть оттуда интересные мне моменты. Получилось любопытно:

1. Нива, Волга, Таврия, которые уже давно объявлены устаревшими, остаются на конвейере. Обсуждения — нравится/не нравится не считаю продуктивными, т.к. у нас не спрашивали. Это медицинские факты. Мне показалось любопытным — кто из мировых компаний как реагирует на сегодняшнюю ситуацию. Казалось бы, масса новинок. Но Вы же понимаете, все они были разработаны и запущены до кризиса. Что остается делать. Самое рациональное поведение — лет за десять до кризиса не делать никаких инвестиций в R&D (чтобы не пришлось ничего отбивать во времена упадка), а во время кризиса вытащить из чулана и клепать до посинения самую успешную и уже окупившую себя модель, сузить ассортимент, упростить комплектацию, убрав все лишнее, выставить антикризисное предложение. Устаревшее, удешевленное, на амортизированных мощностях.

Мы, как будто говорим об АвтоВолжскомАвтомобильномЗаводе. Вероятно, не в силу чудовищной прозорливости, но в силу закономерности, приносящей счастье … определенной категории людей.

ВАЗ пытается позиционировать себя как супер-прогрессивный завод, а на самом деле: «Мы, ВАЗ, принципиально производим старые модели, потому как пипл хавает» (Obsserver).

2. «Оки больше не будет» — это тоже медицинский факт, который объясняют нерентабельностью, но нерентабельность появилась в результате принципиального отсутствия маркетинга этой модели. Ока, конечно, такая же древняя модель, как предыдущие три, но снимают ее не потому, что старая, а за нерентабельностью.

Судя по всему, нерентабельность Оки, результат феноменально уродского маркетинга. В 2005 году «Ока» занимала первое место по продажам в своем классе с объемом продаж в размере 43,6 тыс. (данные «Автостат»), к 2008 году практически сошла на «нет». За прошедший год было произведено всего около тысячи машин. Как можно за три года не просто потерять лидерство, а уйти с рынка. Только если очень этого специально добиваться.

Автомобиль просто перешел в другой ценовой сегмент, где и кроме него претендентов достаточно. При повышении цен до 150 т.руб. Ока оказалась как раз там, где играют классические модели ВАЗа. Не заметить это мог только слепой. При цене же хотя бы на 10-15 т.руб. дешевле, конкурентов на рынке практически нет.

Около года назад Ока получила под капот китайское «сердце» — силовой агрегат объемом 1,1 л, трехцилиндровый бензиновый двигатель (52 л. с.) китайской корпорации FAW. Цена на автомобиль взлетела почти вдвое: с $3,5 тыс. до $5,5 тыс (т.е. китайский литровый движок стоит для производителя 2000 долларов, плюс стоимость старого движка?). А после того, как с 2008 года модель доработали, так чтобы она соответствовала экологическому стандарту «Евро-3», ее стоимость выросла еще больше — до $6 тыс. (152 тыс. руб.). В результате спрос на модель упал до критически низкой отметки.

Если рассматривать вопрос себестоимости, то проблема ВАЗа в огромном уровне коррупции на всех уровнях — закупки для завода делаются по бешеным ценам (Obsserver). Угу, это проблема всех российских производителей. Представляется, что цена такой машины зависит от масштабов ее производства, чтобы она стоила дешево ее следует производить «в промышленных масштабах». Судя по всему — это где-то от 50 тысяч машин в год (такую мощность заявляют большинство сборщиков, открывающихся в России). Обратите внимание и на цифру 43,6 тыс., когда Ока занимала лидирующее в сегменте положение.

В этом ценовом сегменте себестоимость — от количества железа и от тиража. Реально, Классика — машина на 2000 у.е., а Ока — на 1500. Это их справедливая цена, IMHO. Цена отечественных машин — это прайс-лист, а не экономика, учитывающая себестоимость, никакого отношения к реальной экономике не имеет

В продолжение темы. Летом от скуки сделал анализ того, где (в каких ценовых сегментах_ продаются машины. Более 80% колес продается по цене до 350т.р.(цены летние). Остался вопрос — средняя цена авто 22000 уев, а большая часть машин — до 14000. Теперь мы знаем, что цены на машины поднимутся, а доходы покупателей упадут. Всего скорее, цена отсечения массового рынка будет находиться где-то около 10-12000 за тележку.

Обратите внимание, дешевле этой воображаемой линии (то, что будет массово продаваться) остаются только классика ВАЗ, Самара, Волга, ЗАЗ Сенс, Нива и Шевроле Ланос. Если бы была Ока, то осталась бы и она. Калина — на точке водораздела, Приора — существенно дороже. Здавствуй, новый мир, это то, чего мы реально заслуживаем.

Вместо нее место на заводе займут автомобили китайских марок. Это специально задумано, или добросовестный идиотизм? Думаю, это место будет быстро заполнено китайским автопромом.

3. Нас не любят. Дело ведь не в том, что они нас не любят. Почему-то Автоваз наделяется какой-то человечностью — не хотят, не могут. Да никакого отношения эта конструкция к удовлетворению наших потребностей не имеет. У нее совсем другая задача, побочным эффектом которой выползает эта продукция. Автомобили делают не для того, чтобы нас удовлетворить, а для того, чтобы получить прибыль. Ведь это только в конкурентной среде приходится оглядываться на потребителя, а в условиях, когда Чемезов может попросить у приятеля (всевластного премьер-министра по совместительству) любого одолжения — хоть деньгами, хоть законодательными новациями, …

Metelik резюмирует дискуссию: отечественные автомобили — плохие, ибо они: а) ненадежны; б) неэкономичны; в) опасны для: водителей, пассажиров, других участников дорожного движения, и окружающей среды (не только в эксплуатации, но и в производстве); г) некомфортны; д) их цена не соответствует реальным потребительским качествам, перечисленным выше.
их производят, потому что надо чем-то и как-то зарабатывать деньги.
их покупают, потому что произведенное надо продать (чтобы заработать деньги) — соответственно, нужно (и в этой стране возможно) создать условия, при которых нормальные автомобили будут стоить дороже, минимум на треть.
Заставлять людей покупать такое — это преступление.
То есть ситуация выглядит примерно так:
— Черт, наше говно перестали покупать.
— Почему?
— Они говорят, что N тысяч за такое корыто — это слово, которое мне неудобно произносить вслух в этом кабинете.
— А мы можем продавать наше говно дешевле?
— Нет, но мы можем снова начать делать то говно, от которого недавно отказались. Оно будет чуть дешевле, и мы наверное сможем его впарить!

Я бы больше болел за отечественный автопром, если бы он иногда думал обо мне, а не только о том, как выкачать из меня больше денег