Пробчатый вопрос. Блинкин и Семиург…

Предыстория вопроса в том, что Отец народов на смену вконец охуевшему Лужкову прислал смену караула. Нет, не жизнь наладить, а решить проблему с проездом тел помельче к самому большому телу, т.е. разрулить проблему пробок. Естественно, ничего серьезного менять при этом не предполагалось, разумелось лишь навести минимальный порядок в Кольце враждебности.

Новый Собянин, кроме отъема киосков, проявил себя и вполне мудро, приостанавливая совсем уже очевидное строительство торговых центров поперек улиц и проспектов. Честь ему и хвала. Вторая осанна градоначальнику причитается за то, что начался поиск хоть каких-то экспертных мнений (сначала было обратились к москвичам в жанре «угадай мелодию»). Самый известный мне эксперт, аргументы и мнение которого я готов до сих пор признавать, — Михаил Яковлевич Блинкин (вот его подробные ответы на вопросы о проблемах трафика http://lenta.ru/conf/blinkin/). Придурком я бы никогда не рискнул его назвать. Больше него про трафик, организацию движения в городах и градостроительную политику не знает никто.

Блинкин первым из экспертов сказал о том, что для решения пробочной проблемы неизбежно полное уравнение всех на дороге, т.е. необходима полная отмена беспредела преимущественного проезда чиновников. Он сказал и много неприятного: и о том, что само по себе строительство дорог проблему не решает, и что решить проблему можно только при наличии эффективного городского транспорта, — и с этим я совершенно согласен. Самое же существенное, о чем говорил Блинкин — это о степенях свободы: выбрать маршрут, сменить вид транспорта, сменить место жительства, СМЕНИТЬ ЧИНОВНИКОВ вплоть до самых высших — с этим я более, чем согласен. Я уже писал о новом мэре, что самое привлекательное в нем — это возможность его смены.

Машина на сегодня для людей в нашей стране, на мой взгляд, — это уже больше бесплатного здравоохранения, права на отдых и гуманного трудового законодательства вместе взятых: это часть свободы в жизни. Поэтому ограничивать возможность распоряжаться своим автомобилем — это преступление против человечности.

В субботу Семиург опубликовал страстный памфлет (http://semiurg.livejournal.com/498345.html) (получил удовольствие, смакуя изящные периоды народной речи). Док выдернул из того, что Блинкин наговорил, чудовищные тезисы, защищать которые вменяемый человек разумно остережется. Тем не менее, стоит обсуждать проблему, переходя от срача к конструктиву.

Сначала часть того, где возразить все-таки стоит. Автомобиль у нас — недопустимо дешевое удовольствие. Это не в том смысле, что достается он нам даром: здесь-то как раз все жилы родное королевство из нас вытягивает.

Есть два скользких момента, которые меня напрягают (это не от Блинкина). Первое —  мы не работаем настолько хорошо, чтобы ездить даже на таких машинах (кидайте камни). Большинство соотечественников не зарабатывает свой уровень жизни, т.е. практически неконкурентны в открытой экономике, а получают халяву в виде различных социальных подач взамен прав избирателя. Второе — сложившийся правовой обычай позволяет легко перекладывать значительную часть издержек по владению автомобилей на тех, кто автомобиля не имеет (ставить автомобиль на детской площадке, т.к. стоянки не предусмотрено, и тому подобное). Это тоже делается с молчаливого согласия власти, не желающей обеспечивать простые внятные правила и места парковок: «ищите место сами, но за это вы по жизни виноваты».

С Семиургом и спорить не о чем. Проблема в том, что решить пробковые проблемы, не ограничивая себя в легком доступе к административному ресурсу (не вступая в конфликт с правящим обычаем в стране), московская мэрия никак не сможет. Заставить ее думать в этом направлении можно, только взяв в руки булыжник (к чему я уже близок).

Девять десятых федеральных ведомств (которые вообще-то и не нужны) легко могут быть выведены в любой другой город — Питер, Воронеж, Нижний Новгород, или просто в чистое поле. Но тогда отцам города будет труднее собирать с них ренту различных видов (по-простому, до приемной будет дальше ехать и клянчить на распил труднее).

Транспорт в Москве может работать в разы эффективнее (конечно, не в том состоянии, в каком он сегодня находится). Две трети жителей мотается на работу и обратно в разные концы города — и это никого не волнует (в центре до сих пор есть производства). Решение одной этой проблемы может освободить город, но здесь придется затрагивать интересы владельцев заводов, газет, пароходов (а они и есть власть, а мэру просто страшно это трогать) .

Москва — огромный железнодорожный терминал, сбоку которого еще и жители топчутся. Для РЖД основной способ извлечения прибыли — это грузоперевозки, а жители — это досадная неприятность. Железные дороги рассекают город, мостов нет, а пути и терминалы отъедают хренову тучу критически нужной территории. Самое страшное не это, а то, что к терминалам и от них вынужденно движется огромный поток грузового транспорта, и этот поток для владельцев страны важнее, чем миллионы человекочасов жителей города.

Вы предполагаете, что грузы с севера на юг и с запада на восток могут двигаться не только через Москву? Это же Третий Рим, пупырь вселенной и средоточие всех путей. Все циничнее, так устроена транспортная структура всей страны (как и структура Москвы) — все стягивается в центр и через него проходит. Это неслучайно. Так устроена власть, ни одним кусочком не упущенная чиновником, паучье гнездо которого в Москве. Транспортная инфраструктура лишь отражает структуру власти. Вы думаете, мэр намерен с этим бороться?

Несколько тысяч легальных мигальщиков и десятки тысяч нелегальных — тромбы перегруженных улиц и менты боятся с ними связываться (а мэр, да и президент с премьером боятся этого потребовать). В стране много и одной мигалки — у главного чиновника страны (сиди в резиденции и работай — есть инет; я смирюсь даже, если его одного будет вывозить вертолет). Даже Патриарху мигалка ни к чему, у него впереди вечность, а в душе — образцовое смирение.

Улицы давно нормально не чистились и не убирались — часть проезжей части просто засрана и непроезжаема. Организация потоков местами напоминает экзерсисы сумасшедшего (а что взять с людей в погонах, которым это отдано, но это тоже власть).

Отсутствие стоянок, которых должно быть по три с лишним места на каждую машину в городе, интересны отцам города только тем, что их можно продать тем дороже, чем они дефицитнее. В городе дофига мелких мест, в которых можно понастроить стойбищ, но каждое такое место надо у кого-нибудь отжать, что требует серьезных и неприбыльных телодвижений от сотрудников мэрии. Как Вы думаете, заинтересован кто-нибудь построить и предоставить по себестоимости жителям заглубленную под сквер на пару этажей стоянку на сотню машин? Мест для таких карманов вокруг домов даже в центре Москвы навалом, но для такого строительства чиновнику придется много работать, и не за откат.

Автовладельца доить безопаснее и проще, чем работать в других направлениях, пока он не возьмет в руки булыжник (или не наймет более серьезных исполнителей). Мирный вариант возможен, но предусматривает смену чиновника (вплоть до премьера с президентом). Диалектика!

Наверное, я с налету не все перечислил, но и этого достаточно. Конечно, все не так плохо, все еще хуже.

То, что инкриминирует Семиург Блинкину — и есть единственно возможный вариант изменений ситуации, если не трогать власть чиновника и его полномочий, т.е. не вытряхивать из машин с мигалками этих вшей, не ставить неудобных задач монополии РЖД, не заставлять ораву городских чиновников заниматься своим прямым делом, а ораву дармоедов в погонах — требовать неизбирательного соблюдения городского порядка и помощи в организации городского трафика. Вменяемая градостроительная, промышленная и жилищная политика, политика занятости должна бы перестать быть способом кормления чиновников, а это самое существенное.

Редактировала, как всегда, убирая массу лишних запятых и вымарывая очевидные глупости, [ЖЖ olesya-smesnyh]