Народный проект. Что делать с АВТОВАЗОМ…

Похоже вывод ВАЗа из перманентного кризиса уже давно стал народным проектом, я уже и интерес потерял к различным версиям «а вот я бы…», но вновь забрезжил луч надежды. Слушайте интервью Комарова (в блоге Ирины Ясиной (http://yasina.livejournal.com/430537.html)) и читайте Русаналита. Есть что-то общее (надеюсь)…

http://slon.ru/images2/avto/komarov/TASS_1029027_350.jpg

Пишет Rusanalit (http://rusanalit.livejournal.com/869357.html?view=21718765&style=mine#t21718765) :

Отчет АВТОВАЗА по МСФО за 2008 год: http://www.lada.ru/files/79463.pdf, (http://www.lada.ru/files/79463.pdf)См. стр. 75.

В 2008 году выручка «АВТОВАЗА» по МСФО составила 192 млрд. руб.

Выручка от реализации собственных автомобилей и машинокоплектов составила 147 млрд. Запчастей реализовано на 6 млрд. Входящими в группу «АВТОВАЗ» дилерами реализовано автомобилей иных производителей на 22 млрд. И прочая реализация составила 15 млрд. руб. Убыток по группе — 29 млрд. руб. (убыток от пр. деятельности — 25 млрд.)

Итого собственных автомобилей реализовано на 147 млрд. руб.

При этом:

  • затраты на оплату труда составили 24,5 млрд. руб.
  • социальные расходы — 2,2 млрд. руб.
  • матзатраты составили 137 млрд. руб.
  • накладные расходы — 12,5 млрд. руб.

Итого — при реализации в 147 млрд. руб. зарплата и соцрасходы составили 26,7 млрд. руб. или 18%. При аналогичном среднероссийском показателе приблизительно в 30%.

Т.е. доля затрат на рабочую силу в выручке АВТОВАЗА на 40% меньше среднероссйиского показателя.

Ну а теперь замечания директора завода.При таком уровне затрат на рабочую силу сокращать ее имеет смысл только на взгляд бухгалтера, за счет сокращения расходов на зарплату и сохранения матзатрат стремящегося выправить ситуацию.

На самом деле сокращение расходов на рабочую силу даже на половину ситуацию не выправляет. Матзатраты и накладные, в сумме дающие 149,5 млрд. рублей все равно превышают выручку и выводят предприятие в убыток.

Так что более верным путем для вывода АВТОВАЗА из кризиса представляется не сокращение числа рабочих на десятки процентов, а НАРАЩИВАНИЕ ВЫПУСКА НА ДЕСЯТКИ ПРОЦЕНТОВ.

В столь серьезном наращивании выпуска есть два основных момента:

— наличие спроса

— производственные возможности позволяющие нарастить выпуск

Относительно второго опыт показывает — на любом российском предприятии есть возможность нарастить выпуск минимум на 50% — с минимальными инвестициями, практически исключительно за счет оптимизации производственного процесса. И в очень короткий срок. Причем это — в ситуации когда руководство уверено что возможности производства уже используются на все 100%.

Так же опыт показывает, что в накладных и матзатратах кроются огромные резервы. Если минимизировать прямое воровство, в первую очередь топ-менеджмента, серьезно увеличивающее стоимость закупаемой продукции, то матзатраты можно уменьшить минимум на 10%. В случае АВТОВАЗА речь идет о цифре раза в два более высокой.

Дополнить это надо прессингом поставщиков и поиском новых, каковой позволяет снизить расценки еще минимум на 10%. В случае АВТОВАЗА такое сокращение матзатрат дает экономию минимум в 25-27 млрд.рублей (20% от матзатрат) — практически полностью перекрывающую убыток. И это минимум — просто позволяющий АВТОВАЗУ выйти из убытков при объеме выпуска 2008 года.

Сократив себестоимость, мы можем сократить отпускную цену автомобиля, переместив ВАЗовскую продукцию в нишу «народного автомобиля». И здесь снова главное — толковый директор по производству, который улучшит качество вазовской продукции хотя бы на первичном уровне — на уровне не до конца прикрученной, вовсе не прикрученной гайки. А главное — будет способен удерживать достигнутый уровень качества и впредь.

Но есть еще одна вещь. Директор по производству — это хорошо. Но нужен и энтузиазм снизу. Стимулировать таковой возможно за счет превращения АВТОВАЗА в народное предприятие — т.е. за счет передачи контрольного пакета акций АВТОВАЗА от государства к его работникам. Порциями, при достижении предприятием определенных показателей сбыта. Скажем увеличили сбыт на 20% — получили 25% акций. Увеличили на 50% от начального уровня — получили 51% акций. Остальные 25% контролируемых государством акций следует на тех же условиях передать гендиректору.

Источник: http://rusanalit.livejournal.com/869357.html?view=21718765&style=mine#t21718765 (http://rusanalit.livejournal.com/869357.html?view=21718765&style=mine#t21718765)