Почему в России дорогие автомобили

Самая скользкая и интересная тема — дорого, или дешево. Банальное сравнение цен показывает, что автомобили в России существенно дороже, чем в большинстве развитых стран. Задевает чувство справедливости: «почему мы должны платить больше?».

Однако никто не спрашивает, а каковы относительные доходы. Здесь бы чувство справедливости вообще выпало в аут — бензин в США стоит столько же, доходы выше, а автомобили вдвое дешевле. Атас! Но на массовом радио никому не придет в голову задать вопрос — а какова производительность нашего труда. И вот тут-то засада — производительность нашего автопроизводства — в 3-5 раз ниже, чем в аналогичных отраслях в рыночных странах (понятно, не берем для сравнения северную Корею). Вернее, еще хуже — на заводах Ford и Volkswagen производительность примерно та же, что и в Европе (может и выше), а на ВАЗе — раз в десять меньше.

Следовательно, автомобили в Отечестве должны быть в 3-5 раз дороже, а они дороже всего вдвое. Бинго? Не совсем так. за эту выгоды мы платим отсутствием здравоохранения, образования, армии, пенсии, безопасонсти и пр. и пр. Может, ну ее нафиг, такую дешевизну? Но если рыночным образом показать реальную цену за реальный товар, то десятки миллионов россиян могут увидеть реальную эффективность экономики (сколько было хая из-за ЕГЭ, который всего-то навсего показал реальное качество школьного образования?). А это может отозваться большими переменами в жизни всего общества. Перемены-то, конечно, к лучшему (и никуда от них не уйти), но жить в эпоху таких перемен никому не пожелаешь.

Итак, неприятный, но правдивый вывод из анализа дешевизны/дороговизны: Низкая эффективность государственного управления — низкая эффективность рынка — низкая производительность рынка — низкие реальные доходы и завышенный уровень потребления — накапливающийся дисбаланс производства/потребления — социальная напряженность, требующая повышения качества государственного управления — писец, резкие политические реформы.

И здесь я не вставил свою обычную мантру — нормальная рыночная конкуренция способна опустить цены, безо всякого государственного вмешательства, но это уже требует изменения государственной политики (по-простому, смены основных политиков), это совсем другая сказка (к спорному вопросу о вступлении в ВТО)…