Мы защищаем право на производство плохого автомобиля…

Фрагмент радиопередачи «Кредит доверия». Михаил Бергер:

АвтоВАЗу выданы огромные деньги. Причем, я подчеркну: это не кредит, это субсидии — эти деньги не вернутся. Пункт первый. Да, там, по-моему, 24 миллиарда рублей — это огромные деньги, это первое. Второе. Я обращаю внимание на то, о чем я говорил и прежде — это, ведь, госкомпания сегодня. Вот, она демонстрирует свою эффективность. Причем, смотрите: когда все частные компании, которые еще остались в нашей стране, перед лицом кризиса сокращали производство — ну, деваться некуда, спрос сжался — АвтоВАЗ рапортовал о росте производства машин, которые на складах остаются, никому не нужны, а мы повышаем производство: «Мы же госкомпания». И дальше, конечно, это стало замечательным инструментом шантажа. Кроме 120 тысяч людей на предприятии связанных и его дочерних компаниях, еще у нас же есть поставщики — мы ж налудили машин и нам нужно с ними рассчитаться, дайте нам денег с ними рассчитаться, людям заплатить и так далее. И на этот шантаж правительство поддалось. Но я понимаю: да, наверное, нужно решать какие-то социальные… не какие-то, а вполне определенные социальные задачи.

Город Тольятти наркотически зависит от АвтоВАЗа. Но тогда давайте хотя бы подумаем о том, насколько эффективно используются или будут использоваться эти 24 миллиарда? Никакой надежды, что они будут использованы эффективно, нет. Один маленький пример. Совсем недавно, месяц или 2 назад, АвтоВАЗ передал свой комбинат питания, а комбинат питания — это самая большая столовка в России, там 50 тысяч человек питается — ну, компании внешней, на стороне. Большой контракт. Аутсорсинг то есть такой, большой контракт на питание работников АвтоВАЗа. Вот, значит, пункт первый — стоимость этого контракта 7,4 миллиарда рублей. Это, между прочим, третья часть той помощи. Питание.

Второе. Ну, казалось бы, АвтоВАЗ должен думать о том, как эффективнее и как дешевле решить свои задачи. Что для этого? Есть простой механизм — тендер. АвтоВАЗ никакого тендера не проводил — он просто выбрал себе компанию. Интересно, почему он, огромный бизнес, размером в 7 миллиардов рублей с лишним отдает компании, которая ему просто понравилась, каким-то людям. Почему это им понравилось? — вот у меня такой есть вопрос, да? Какие были мотивы? Интересно, что когда вице-президента АвтоВАЗа спросили «А почему вы выбрали эту компанию, а не другую?» он ответил: «Да они же самые большие».

А, между прочим, есть в Германии огромная компания, которая в 3 раза больше этой российской, которую выбрал АвтоВАЗ. Есть еще масса других компаний, которые, может быть, в 10 раз дешевле решили бы эту задачу. Никто же не пробовал, потому что они тратят наши деньги, потому что им дарят эти деньги безвозвратно, потому что можно решить много мелких своих собственных задач. Никакого другого объяснения этому хамству я не найду. Так что, не помогут эти миллиарды АвтоВАЗу — они будут растрачены таким вот, самым беспощадным, бессмысленным образом.

…я считаю чужие деньги — такое, любимое занятие. На самом деле, наши, собственные. Они для АвтоВАЗа чужие, а для нас-то — они наши. Вот я на что еще хочу обратить внимание? Я тут не могу — я назову эту компанию, «Корпус», которая так дико понравилась, почему-то, начальникам АвтоВАЗа из-за своего размера. Ну, может, они в 5 раз дороже других делают, хуже качеством. Причем, между прочим, профессиональный сайт индустриального питания составляет, что количество питающихся сократилось там сильно, и народу не очень нравится на АвтоВАЗе то, что им предлагает вот эта компания, получившая этот чудесный контракт. Так вот, еще одна история, на что тоже обращают внимание местные наблюдатели, и тоже это имеет отношение к нашим деньгам. Видимо, так полюбило руководство АвтоВАЗа эту компанию, которой отдано питание 50 тысяч рабочих, которые на площадке основной работают, что они предоставили им в аренду помещения свои, ну, для штаб-квартиры этого Корпуса. Все, номер договора указан, число, где цена аренды в 2-3 раза меньше не то, что рыночной, куда-то вообще даже… Ниже стоимости содержания имущества. То есть это означает, что АвтоВАЗ доплачивает коммерческой компании те самые деньги, которые они выдурили у правительства и премьера. И после этого мы что? Мы думаем, что они замечательные будут делать машины? Они что, будут эффективно распоряжаться деньгами? Это что, эффективный менеджмент? Вот прелести государственного управления, это прелести чудесного руководства.

… я думаю, что АвтоВАЗ — может, единственная компания в мире, руководители которой, мне кажется, не ездят на Жигулях. Может быть, там есть специальные выездные Жигули, там, на месте, но в Москве — точно. И потом известно, что АвтоВАЗ закупает Гелендвагены и другие правильные автомобили. И это, на самом деле, вещь уникальная.

Но прелесть как раз в том, что можно гулять по буфету как хочется, можно брать деньги не то, что по льготным ставкам, а просто бесплатно. И так бесконечно. Ну, бесконечно управлять…

Вот мне все-таки кажется, рыночные условия, нормальный банковский процент и конкуренция. Конкуренция лучше любого маузера. Вот как Дон Корлеоне говорил, что адвокат с портфельчиком может отбить имущества больше, чем банда головорезов с автоматами. Я думаю, что 2-3 конкурента, которым не мешали бы здесь работать на российском рынке, они бы ВАЗу помогли гораздо больше, чем государственная помощь и многое другое.

Если бы ВАЗ был поставлен в равные с ними условиями.

А так — реально мы защищаем право на производство плохого автомобиля, право на бессмысленную трату наших с вами денег. Ну, давайте — мы же продолжаем, мы терпим, нам это нравится.

…Государство, правительство в лице Путина некоторое время назад или, там, когда это началось, когда он еще был президентом, практически купило АвтоВАЗ.

ВАЗ, друзья мои, тоже не способствует спросу, а он за наши с вами деньги покупает металл, пластмассу и другие изделия, и не имеет перспективы. Потому что его машины морально и всячески устарели, не выдерживают конкуренции. Поэтому поддерживать это неконкурентное, неэффективное производство — ну, не знаю. Это не разумно, это расточительно, это неосмотрительно, без заботы о будущих поколениях, даже ныне живущих. Так что, друзья мои, ну, что за чудеса? Давайте всех возьмем на содержание.

Напоминаю старую классическую фразу. По-моему, ее произнес вице-премьер в правительстве Черномырдина Заверюха… Когда требуя очередные миллиарды для села, заявил на заседании правительства, что «страна должна кормить своих крестьян».

Прослушать передачу или прочитать целиком советую на http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/582922-echo/