Монополька генеральных импортеров…

Очень любил в детстве настольную игру «Монополия». Отец и его друзья, сотрудники ЦЭМИ (Экономико-математического института) в стародавние советские времена скопировали это недоступное буржуазно-дидактическое чудо, моделирующее основной рыночный механизм и самозабвенно играли ночи на пролет. Играл и я.  Вероятно, в этой игре коренится моя заинтересованность механизмами бизнеса и экономики (думаю, и не только моя). Экономическая суть игры проста, как яйцо — после того, как одному бизнесу удалось сформировать монополию, остальным на площадке делать нечего…

http://www.rb.ru/img/content/artgallery/monopol.JPG

На сегодняшний день соотечественники, благодаря настойчивому трындежу транснациональных корпораций уже начинают привыкать к понятию «интеллектуальная собственность». В обиход плотно вошли понятия «серый дилер» (во всём мире он называется «независимый дилер») и «параллельный импорт». О том же, что из себя представляет монополия и каким образом она оказывает непосредственное влияние на рынок, большинство экономически неграмотных россиян не имеют ни малейшего понятия.

Монополии во всех сферах экономики сегодня наиболее тяжелое и страшное явление (советское наследие, успешно укоренившееся в новой рыночной экономике) нашей повседневной жизни — от ЖЭКа до ВАЗа и монополии на политическую власть. Фокус в том, что в создании и расширении местных монополек заинтересованы практически все крупные игроки рынка, имеющие доступ к масс медиа. В противодействии же монополизму заинтересованы только мы, неграмотные граждане и отсутствующее гражданское общество, защищающее наши интересы.

Один сюжет из шлейфа комментов в блоге Алексея Рахманова к записи о новой версии регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Само обсуждение нюансов регламента лучше посмотреть там (комментов примерно 18 страниц и я там тоже поучаствовал), здесь же меня интересует только проблема искусственных монополий, создаваемых на нашем рынке «генеральными импортерами» с использованием несовершенства российской антимонопольной практики.

Здесь привожу всего несколько характерных тезисов в эту тему. Пенсионер говорит о том, что ему близки и понятны тревоги официального дилера, его же оппоненты не готовы оплачивать расточительную политику дистрибуции транснационального концерна и готовы сотрудничать с «серыми импортерами». Честно говоря, я на стороне вторых и Вы не обязаны со мной соглашаться:

Шиганов Григорий Николаевич, пенсионер

…Что касается серых дилеров это категорически правильное решение, это пролоббировали генеральные импортеры (пункты в проекте техрегламента, Motopapa), как теперь они называются, что бы у них не было проблем ни технически ни имедживых и так далее. А то ведь было как, заявят на партию автомобилей, должны информировать орган по сертификации как и сколько продают, ослуживать и так далее, потом выясняется что этого ООО уже не существует, автомобиле проадали 100 штук, гарантии у потребителя соответственно нет, склада запчастей не было, он идет к официальным дилерам (кого лицензировал гнеральный импортер) а те говорят извините мы не принимаем, потому что продают под другое оттс, А ЭТИ АВТОМОБИЛИ НЕИЗВЕСТНО КАК И ОТКУДА ВВЕЗЕНЫ В рф.

29/10/2009, Тимофеев Александр, программист

Позвольте с вами не согласиться по поводу серого импорта. Как работают авторизованные сервисные центры по ремонту техники. Если вы принесёте им технику, которая вполне официально и легально сошла с конвейера завода, при условии соблюдения вами гарантийных обязательств её обязательно примут на гарантийный ремонт. При этом совершенно не важно, как и у кого, эта техника была приобретена.

30/10/2009, Александр Астапов (http://www.motoxp.ru/)

Никак нет. Например, отзывы по устранению конструктивных недостатков некоторые ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИМПОРТЕРЫ демонстративно игнорируют в отношении техники купленной в других странах. Примеров тому только за этот год несколько.

29/10/2009, Фролов Алексей,координатор московского отделения ФАР

Вам близки трудности официальных дилеров? Мне нет, я за свободную конкуренцию. Что касается защиты прав потребителя, то закон одинаков для всех, как тут уже отмечалось. Я не желаю переплачивать существенную сумму, за одну и ту же машину. Более того, у нас совершенно нет выбора, ибо то, Что к нам завозят это мизер от модельного ряда любого производителя.

На одном из автофорумов я слушал сетования официального представителя Порше, что, мол, они и за дилерский центр заплатили и за и за это, а серые не платят и у них дешевле. Так вот, я не хочу оплачивать из своего кармана эти замки из стекла и бетона. А что касается обслуживания, то человек, который покупает машину у серого импортёра, изначально понимает, что могут возникнуть определённые трудности. Хотя сейчас достаточно развито ТО даже самых редких авто, например гибридных и роторных. Причём развито у независимых сервис-центров.

30/10/2009, Самохин Михаил Юрьевич, маркетолог, руководитель AD Wiser

В большинстве стран эта проблема решается антимонопольным законодательством, не позволяющим авторизованным дилерам пользоваться монопольным положением, наш же Гражданский Кодекс это позволяет. Дилеры прикрываются правами на интеллектуальную собственность и неограниченно пользуются монопольными правами…