Монополия поставщика — философский камень коммерсанта…

Монополия, как философский камень у алхимиков — извечная мечта предпринимателей. Механизм конкурентного ценообразования ведет к снижению цены и заставляет бороться за клиентов, снижая цену и повышая качество товаров и услуг, ровно до тех пор, пока рядом за тех же клиентов борются конкуренты. Оставшись на рынке без конкурентов, можно легко объяснить высокие цены структурой издержек и заботой о качестве, можно снижать качество и издержки для получения сверхприбылей. Все равно никто слова не скажет — ведь заменить товар нечем.

Вариантов монополий и монополек в экономике масса. Например, единственный дилер на территории, или создание нереальных сложностей для ввоза в страну конкурирующей продукции, или уникальная технология производства (или обслуживания), т.н. «ноу хау». Все, что затрудняет вход конкурентов на рынок, играет на руку присутствующему там бизнесу. Свежую струю в конкурентные игры внесло модное поветрие на защиту прав интеллектуальной собственности — можно попробовать использовать копирайтерские нормы для создания своей небольшой монополии. Поскольку нормы копирайтерского законодательства не очень понятны и расплывчаты, его очень удобно использовать в самых разных целях, был бы платежеспособный спрос на «правильную» трактовку в суде.

Картинка 102 из 270

В российских судах сегодня отрабатываются первые претензии крупных производителей, владельцев известных брендов к тем, кто пытается без их разрешения ввезти в Россию и здесь торговать продукцией, приобретенной за рубежом. В нормальной логике свободная торговля должна быстро привести к насыщению рынка товарами и снижению цен, но кроме этих банальных соображений есть еще несколько пунктов копирайтерского права.

Для облегчения захвата туземных рынков цивилизованный мир ввел понятие «исчерпания права собственности» на интеллектуальную собственность. Если в традиционных рыночных отношениях оплата товара при покупке подразумевала переход права собственности к покупателю, то введя «территориальный принцип исчерпания права собственности» можно легко ограничить территорию, на которой этот архаический принцип будет действовать.

Ограничив исчерпание права собственности границами Европейского Союза, можно предъявлять претензии о нарушении прав продавца, как только покупатель вывезет товар за пределы обозначенной территории (т.е., товар, вывезенный за очерченные пределы, становится «нелегальным» и право им распоряжаться возвращается обратно к продавцу!!!). Это очень удобно, т.к. позволит продавцу контролировать дистрибуцию и устанавливать цену за пределами обозначенной территории, т.е. на туземных территориях. Если туземцы будут возмущаться тем, что цены завышены, а альтернативная дистрибуция пресекается по требованию заморского производителя, то им легко показать подписанные документы-привилегии владельца интеллектуальной собственности.

Изначально законодательство, защищающее права интеллектуальной собственности, разрабатывалось с тем, чтобы бороться с подделками, использующими раскрученный бренд производителя, но потихоньку право наносить свою маркировку стало незаметно использоваться и как право контролировать дистрибуцию и сбыт. В принципе, это примитивное злоупотребление трактовкой понятия (ведь изначально речь шла о шильдиках, а не о товарах), но трактовка — это уже правоприменительная практика, где в «правильном» решении заинтересованы очень не бедные компании.

Сейчас в суде рассмотривается иск компании BMW к компании, ввозящей запчасти. Для немецкой компании будет очень неудобно, если на рынке появятся дешевые детали для ремонта и обслуживания их автомобилей. Дешевыми эти детали, произведенные теми же производителями, что и детали в дилерской сети BMW, будут по простой причине — на них не будет монопольной наценки BMW, они будут продаваться через независимую от BMW торговую сеть.

Картинка 2 из 610

У судьи будет выбор — принять сторону баварского производителя, в защите от посягательств свою «интеллектуальную собственность», или отказать в иске, признав злоупотребление копирайтерским законодательством, ограничивающим рыночную конкуренцию и способствующим монополизации еще неустойчивого рынка. Речь ведь идет не о шильдиках и логотипах, а о праве на торговлю вполне оригинальной продукцией.

Картинка 82 из 270

Сюжет распространенный, обозначается терминами «параллельный импорт», «независимая дистрибуция», которые производители тщательно стараются сменить на ярлык «серого» импорта, дилерства, сервиса.

Если победит право производителя монопольно контролировать свою дистрибуцию, то это будет обозначать, что белым людям удалось договориться с туземными властями и чиновниками о том, что «винтовки туземцам продавать нельзя» для их же пользы…

Пояснение: «туземцы» — это мы, «белые люди» — они