Миф о перегретости автомобильного рынка…

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов, в очередной статье про «потреблятство» комментирует несколько медицинских фактов российского потребительского рынка. Не комментируя его выводы (да там их и не много), привожу здесь кусок статьи:

Автомобили. На первый взгляд, автомобильный рынок является самым подходящим кандидатом на роль «пере-потреблятского». В 2008-м году россияне ухитрились потребить 5,5% продукции мирового автопрома (это без учета подержанных иномарок впервые ввезенных в страну, которые у нас традиционно учитываются как «новые машины»). Это при том, что доля России в населении мира составляет 2,25%; в мировом ВВП — 2,75% в 2008-м ( 2,3% в 2007-м, 2% — в 2006-м, и хорошо если 2% в 2009-м). В мировом производстве легковых автомобилей на нашу долю приходится 2,5%, а в потреблении — 5,5%. Ну, ведь явное же «пере- потребление»! На приобретение «условно новых» автомобилей в 2008-м году россияне потратили 1,7 триллионов рублей (на 30% больше, чем в 2007-м) или 8-8,5% от чистых совокупных доходов. Многовато, конечно. Американцы и европейцы тратят на новые автомобили 4-4,5% от чистых совокупных доходов. Правда, американцы еще столько же тратят на «автомобили с пробегом», которые составляют 65-70% (в натуральном выражении) от совокупных продаж дилеров. Сколько тратят россияне на «автомобили с пробегом» можно оценить очень приблизительно. Грубо — примерно половину от того, что совокупно тратится на новые автомобили.

Сегодня, около 20 миллионов российских семей имеют в собственности один автомобиль. Около 2-х миллионов семей имеют два автомобиля на домохозяйство. ? миллиона семей имеют три-четыре автомобиля и более. Итого: около 25 миллионов легковых автомобилей в частном пользовании; 22,25 миллиона семей (41% от общего числа домохозяйств) владеющих автомобилем. Данные: ГИБДД, «Эксперт-Авто», исследования Romir. Если предположить (достаточно безумно, но для простоты рассуждений — сойдет), что семьи покупающие свой первый автомобиль делают это исключительно на вторичном рынке, а новые автомобили покупают только семьи уже имевшие автомобиль, то получается что при достаточно равномерном распределении семья приобретает новый (действительно — новый) автомобиль один раз в 7-8 лет. Что-то не очень похоже на «пере- потребление».

А может дело вовсе не в количественном «пере- потреблении», а в искаженной структуре спроса и предложения новых автомобилей. Половина новых автомобилей (в штуках) и 65% (в деньгах), проданных в 2008-м году — это новые иномарки средней ценой в 750 тысяч рублей (30 тысяч долларов). Средняя цена нового автомобиля (включая российские) в 2008-м году составила 543 тысячи рублей. Это 2,5 годовых дохода «среднего» работника. А должно быть 1 к 1. Стоимость нового автомобиля должна быть равна годовому доходу того, кто его производит (рабочего) и того, кто на нем ездит («средний потребитель»). Так нам «завещал» Генри Форд. 100 лет назад, когда создавал индустрию по производству доступных средств передвижения. А не предметов роскоши.

Если мы посмотрим на Диаграмму 1, то увидим, что имеет место чудовищное (как минимум десятикратное) «пере-предложение» в сегменте дорогих автомобилей. Вот где оно «пере- потребление»: у богатых (?% населения страны) и верхушечки среднего класса (3,5% населения); и столь же чудовищная недостача в сегменте «народный автомобиль». При том, что средние сегменты спроса и предложения совершенно нормально сбалансированы.

Диаграмма 1. Распределение по уровню годовой заработной платы и стоимости приобретенного автомобиля в 2008-м году. %

По сути с задачей обеспечения массового «доступного» автомобиля российский автопром за почти 50 лет своего существования так и не справился. Если в ближайшие 1,5 года дела и дальше будут идти так, как они шли последние 20 лет, то с 2011-го по 2013-й год эту задачу решит китайский автопром. Однозначно. Со всеми вытекающими для россиян неблагоприятными последствиями: начиная от рабочих мест, налогов, прибылей, экологии, качества автомобиля… и далее везде.

Реальность такова. Есть абсолютно нормальный, платежеспособный спрос на новые автомобили в размере 1,5 триллионов рублей и трех миллионов штук в год. Кто возьмется решать задачу по его балансировке с предложением, адекватным по структуре, тот и… молодец!

Статья полностью: http://www.marketologi.ru/lib/berezin/overconsumption.html