Кризис и вторая волна. Гильдия Маркетологов в Петровиче…

В понедельник вечером принял  участие в очередной тусовке Гильдии Маркетологов. Традиционно, в клубе «Петрович» на Мясницкой. Заявленная тема заставила выбраться с фазенды. Приезжать стоило.

Понятно, что в спорах ничего не рождается, но туда собираются очень разные люди, каждый со своим представлением о счастье человеческом.

Организаторы заказали несколько любопытных докладов с тем, чтобы получить в итоге ответ — будет ли вторая волна кризиса (и что такое этот кризис). Мнения, как всегда, разделились, к счастью, до голосования не дошло.

Из моих впечатлений:
Первое — мы слишком много внимания уделяем техническому анализу. Доклады маркетологов пестрят аргументацией не модельного вида, а цифровых рядов. Это объяснимо — наиболее солидное образование коллеги получили вовсе не в области поведения потребителей, или в устройстве бизнеса, а в статистике и макроэкономике. Отсюда и инструментарий.

Порадовал доклад Игоря Березина. Его доклад по крайней мере объяснил если не механику кризиса, то сценарий кризисного поведения соотечественников. С цифрами. Просто, но очень правдоподобно.

Потребитель, потеряв уверенность в безграничном росте доходов, стал больше сберегать, соответственно, сфера потребления резко просела. Сфера потребления тоже не однообразна. Потребление узкого круга благ люди стараются сохранить на том же самом уровне (услуги, потребление которых трудно уменьшить просто в силу монополизированности рынка; продукты, одежда и обувь, перепотребления которых и до кризиса не наблюдалось), в то время, как остальные товарные группы резко проседают — на будущее потребитель откладывает покупку электроники, жилья, путешествий, автомобиля, и т.п…. Следствием этой модели всего скорее будет дефляционная потребительская спираль, все признаки которой уже наблюдаются в потреблении товаров длинного цикла потребления (не говоря об инвестиционных товарах, — эта часть рынка грохнулась капитально и сразу).

Простым человеческим языком — вторая волна кризиса придет из потребительского сектора и к этому надо готовиться. Березину очередной респект …

Был любопытный доклад с попыткой объяснить российский кризис ситуацией с фазами деловых циклов (главный вопрос — Кондратьевский, Жигляровский, Кузнецовский, или их комбинация).


Люди в Петровиче начитанные, в общих чертах представляют, о чем речь, но циклы всегда можно подогнать под любую экономическую ситуацию, поэтому как-то не вставило. К печальной реальности призвал Эдуард Измаилович.

Второй любопытный момент. В конце встречи Игорь Качалов постарался устроить шеринг с обсуждением природы кризиса, сведя в итоге к своей идее непрофессионализма бизнеса на всех уровнях. С этим бы и я не стал спорить, об этом мы говорили и год назад, но в ходе сбора мнений «никто ничего не производит», «не дают», «не рационально», …никто не произнес, но стало явственно проступать отсутствие слов «предпринимательство», «бизнес», «заинтересованность» и т.п.

Мне представляется, что фундаментальная причина кризиса — отсутствие предпринимательской заинтересованности (что-нибудь сделать) на всех уровнях, явная незаинтересованность в создании какого-либо бизнеса (или его поддержки у чиновника).

Главное условие предпринимательства — ответственность. Вышка (ГУ ВШЭ) провела опрос среди своих студентов о том, где бы они хотели работать, и получила преимущественные ответы — Газпром, либо госаппарат. Молодые люди не хотят ответственности. В то время, когда я там преподавал, большинство студентов мечтали открыть свой бизнес, а у многих он реально был. Сегодня открыть свое дело означает стать неудачником.

Идея овладела массами — «бизнесом заниматься не стоит». На мой взгляд, мы наблюдаем кризис сознания молодых людей, которые должны хотеть что-то создавать. Общее нежелание сочувствовать бизнесу и предпринимателям, требовать условий, в которых бизнес может существовать и есть наиболее фундаментальная причина очень долгого кризиса.

К сожалению, эта культура, отсутствие которой не лечится правильными ставками рефинансирования, механизмами гарантий или ограничений, долго создается, а рушится в одночасье.

Очень просто, но сулит долгий экономический спад, длительную депрессию…

Фотографии с мероприятия лежат на: http://fotki.yandex.ru/users/autopapa/album/75623/