Смелость переехать из Тольятти в Калугу…

Эксперт 16 сентября опубликовал статью Галины Щербо «Игра в машинки», в которой озвучены несколько мнений о том, что делать с быстро теряющим привычную работу населением Тольятти, людьми, уволенными с ВАЗа. Тольятти, конечно не моногород, но ситуация у многих заводчан, реально, аховая. В статье рассматриваются возможности диверсификации промышленности автограда (производство игрушек), создание новых бизнесов, технопарка, и т.д.

Принципиально ущербным здесь является подход к людям, как к пассивно-страдательным объектам. Мне было бы любопытно знать не что ждут от государства, а в каком направлении сами предполагают решать проблему эти самые люди. Может быть сельским хозяйством заниматься, может, услуги в инете производить (раз уровень образовательный высок, как про то говорят СМИ), а может быть вообще в планах у некоторых из них — переехать туда, где с работой получше.

Вариант с переездом обычно не рассматривается нашими людьми, т.к. для этого придется решать массу непривычных проблем — как продать квартиру (и сколько она теперь стоит в депрессивном Тольятти), как приобрести жилье на новом месте, и во что это обойдется? Наши люди привыкли к тому, что бытовые проблемы годами не решаются, а на новом месте решать их будет гораздо труднее, т.к. нет родных, приятелей и «своих людей». Это все так, но это именно то, что государство было бы в состоянии сделать вместо поддержки гнилого монстра.

Пример вменяемого отношения к людям сегодня представляет администрация Калужской области. Создав условия для автосборочных бизнесов, Калужское правительство сразу же создало возможность хорошо трудоустроить сразу несколько сотен тысяч человек. Там теперь собирают Фольксваген, Шкоду, а с этого года и Ауди, Вольво-Тракс собирает грузовики, Пежо-Ситроен собственное производство открывает. Насколько я понимаю, речь идет о необходимости привлечения 20 тысяч человек только в автокластер (там есть и множество других). Буржуины долго уговаривать не будут, и мы скоро увидим, кто быстрее соображает и легче на подъем — узбеки с Дэу, или ВАЗовские «золотые руки»…

Если люди, потерявшие работу на ВАЗе, действительно высококвалифицированны, то ничто не мешает им предлагать свои услуги. Что-то я пока не слышал о массовой миграции из Тольятти в Калугу.

И еще раз повторю известную истину: «несколько процентов классных профессионалов не нуждаются в защите своего рабочего места, остальные его не заслуживают». Цинично, но правда…