Колеса…

Выдержки из статьи, опубликованной «Собеседником», о состоянии дел на ВАЗе (очень похоже на мои впечатления):

Есть ли жизнь на ВАЗе?

Моих собеседников двое. Никаких имен, фамилий и должностей. «Напишите просто: работники ВАЗа». Мне пообещали, что они сориентируют меня в вазовской рабочей жизни, но наш разговор крутится в основном вокруг команды топ-менеджмента: «Там москвичи и несколько французов (год назад блокпакет акций предприятия был продан компании Renault. – Ред.). Ездят на персональных автомобилях, заправляют их на заводе. Москвичи живут в заводском доме отдыха «Фортуна» – красивое место, на Жигулевском море стоит….Мы весь январь стояли и получили две трети от заработной платы, это по 8–10 тысяч рублей. Даже если им тоже по две трети выплатили, они с шапкой по миру не пойдут».В 2007 году нынешний губернатор Самарской области Владимир Артяков, перебираясь из кресла президента «АвтоВАЗа» на Самарскую площадь, где находится областное правительство, опубликовал свой доход за 2006 год. Цифра повергла Тольятти в шок, от которого здесь, кажется, так и не оправились – 1,4 миллиарда рублей. Значительную часть суммы составляли выплаты за досрочное расторжение контракта, но эти тонкости, притом что рабочие в своей массе едва зарабатывают по 12–15 тысяч, мало кому интересны. Особенно перед лицом грядущих сокращений – по прогнозам областной службы занятости, 40 процентов безработных в этом году может дать именно Тольятти, а говоря еще конкретнее – «АвтоВАЗ» и его компании-смежники.

«Это какие митинги? На Дальнем Востоке? – с раздражением переспрашивают мои собеседники. – Против геноцида нашего японского народа?» Напоминаю, что в адрес вазовских машин, ради которых в том числе эти меры и введены, там снова прозвучало немало убийственных эпитетов. «Да пошли они. У них семьи, их надо кормить. А у нас не семьи?» – это было сказано с такой злостью, что я оторопела. Окажись они с оппонентами на одной площади, точно пошли бы стенка на стенку. Похоже, лозунг про рабочую солидарность теперь можно оставить исключительно для профсоюзных собраний.

– А если совсем ваши машины перестанут покупать?

– Не перестанут. – Катерина взъерошилась. – Сосед-гаишник купил «Рено». Помучился с ним, продал, сейчас взял «Калину». Доволен – сроки гарантийного обслуживания продлили, сервисная сеть развитая.

Чудесных историй на тему, чем вазовские машины предпочтительнее иномарок, уж я за время командировки наслушалась. В том числе и от тех, кто машину никогда не потянет, …В плюс идут дешевые запчасти, которые есть на любой ферме в самом отдаленном поселке (чаще всего ворованные, ну так что же), плохие российские дороги, где машинам с низким клиренсом делать просто нечего, надежность, простота в использовании… Приятных впечатлений от моей первой машины – «пятерки» у меня осталось не так уж много. Но возражать в Тольятти было тяжело, в первую очередь в моральном смысле: все равно что у больного отнять надежду на выздоровление.

Президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин ездит, как говорят, на «Мерседесе». По Тольятти курсируют слухи, что он вот-вот станет губернатором Ульяновской области. Не слух, а факт – его только что избрали президентом Союза гандболистов России. Самарская газета «Советник» пишет, что решающую роль на этих выборах сыграла предложенная Алешиным программа по развитию гандбола в стране.

С программой по развитию ВАЗа дела обстоят, видимо, несколько хуже. Уже в Москве меня догнала новость с завода – конвейер снова запущен, а некоторые комплектующие, чтобы не было простоев, начали доставлять вертолетами. «Час работы вертолета, в зависимости от грузоподъемности, стоит от 10 до 20 тысяч долларов», – говорит знакомый из транспортной фирмы. Компании «Рособоронэкспорт», занимающей ключевые посты на ВАЗе, привлечь к обслуживанию конвейера вертолеты так же, наверное, нетрудно, как пригласить Героя России, летчика-испытателя Анатолия Квочура показать фигуры высшего пилотажа на праздновании 40-летия завода. Вопрос в том, что к техническому переоснащению предприятия это снова не имеет никакого отношения.

– Когда мы начинали, то были на одном уровне с Фиатом, – вспоминает Юрий Целиков. – На наши машины была на Западе очередь, 70 процентов продукции завода уходило на экспорт. Где сейчас Фиат и где мы? Вкладывать надо не в зарплаты топ-менеджеров, а в производство!»

Юрий Кузьмич известен в Тольятти не только как экс-гендиректор Международной ассоциации дилеров. Он еще и автор едких эпиграмм на здешних випов….Из-за острого языка Целиков не один раз имел неприятности по службе и даже получил нож от бандитов. Его отношения с теми, кого он критикует, не доходят до точки кипения только по причине беззаветной преданности Целикова ВАЗу, это, как ни странно, ценят даже враги. Он ездит на самой первой «Калине», живет в обшарпанном подъезде блочного дома. Говорит: «Зато живой». Это веский аргумент, учитывая громкие убийства в Тольятти (в конце прошлого года, например, убили бывшего мэра Жилкина). Недавно Юрий Кузьмич отозвался эпиграммой на родственные связи в правлении ОАО «АвтоВАЗ»: «Открыто, среди бела дня прихватила ВАЗ родня. Научно шурины шуруют, криво племяши торгуют… Чей же клан и чья семья? Чемезафия, друзья!»

Как пишут в кино, роли исполняли: шурин – старший вице-президент по техническому развитию ОАО «АвтоВАЗ» Максим Нагайцев; племяш – старший вице-президент по продажам Алексей Криворучко, глава семьи – председатель совета директоров, глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.

Автор Филиппова Татьяна Источник www.sobesednik.ru