Динамика цен на подержанные автомобили

Много раз писал о том, что именно вторичный рынок и есть настоящий автомобильный рынок, и происходящее на нем важно в гораздо большей степени, чем продажи дилерами новых автомобилей.

Величина легкового автомобильного парка в России — около 30 млн автомобилей, при частоте смены автомобиля один раз в четыре года можно прикинуть ежегодное количество сделок на вторичном рынке — около 7 миллионов автомобилей. При том, что у дилеров фиксируется менее полумиллиона сделок, можно сказать, что на одну проданную через салон подержанную машину приходится полтора десятка таких сделок «во внешнем мире».

Средняя цена подержанного автомобиля становится интересной прессе и исследователям по мере того, как дилеры начинают интересоваться вторичным рынком. А чем еще можно компенсировать потерю доходов вследствие обрушения продаж новых автомобилей?

Ситуация в 2009 году

В отчете SmartUs.ru цены конца 2009 года (округленно до тысяч) на подержанные автомобили:

  • Авто до 3х лет          — 802 тыс. руб
  • Авто 3-5 лет              — 602 тыс.руб
  • Авто 5-7 лет              — 411 тыс.руб
  • Авто 7-10 лет            — 256 тыс.руб

Кстати, насколько я знаю, на американском рынке десятилетний автомобиль стоит раз в десять дешевле…

Интересна динамика изменения цен. На свежие машины цены даже увеличились (по оценке Ernst&Young, …средняя цена автомобиля с начала 2009 года выросла – с 590 тыс. руб. в январе до 637 тыс. руб. в сентябре), а на старые проваливаются все быстрее, уверенно приближаясь к цене металлолома. Это значит, что удешевление машины всё более тяжёлым грузом ложится на домохозяйство, стоимость ремонта и эксплуатации старого автомобиля всё сильнее влияет на его цену. Российский рынок становится всё более похожим на десятки других развитых автомобильных рынков.

Ситуация в 2014 году

Немного из статистики «Автостата».

Средняя цена машины с пробегом в 2014 году — порядка 530 тыс. рублей (причем иномарки — 570 тыс. руб, а отечественных авто — 155 тыс. рублей).

Самые популярные авто на вторичном рынке:

  • Ford Focus
  • VW Passat
  • Nissan Tiida
  • ВАЗ 2114
  • Daewoo Matiz
  • Citroen C4
  • Toyota Camry
  • Suzuki Grand Vitara
  • Mitsubishi Lancer
  • Ford Fusion

Как всегда, седаны в небогатой стране имеют наибольшую популярность, хотя универсалы понемногу начинают пользоваться спросом и все чаще встречается «зачем седан нужен? — Деньги на ветер»

То, что произошло на рынке новых автомобилей (кризис, падение курса рубля), прямым образом отразилось и на вторичном рынке — машины стали дорожать.

Экономика цен автомобилей

Цена нового автомобиля больше привязана к доллару и цене производства (не снижается),  цена подержанного — к потребительскому рублевому рынку (падает).

Интересна иллюстрация простой макроэкономической закономерности — на монополизированных рынках (новые автомобили, продаваемые дилерами) падают продажи, чем более свободен и конкурентен сегмент, тем более явно падение объемов продаж сменяется падением цен (подержанные машины). Как в учебнике «Экономикс» МакКонелла и Брю.

Любопытно падение цен на премиумные кары. Объем предложения представительских авто (Мерс S-класса, 7я BMW, 8я Audi) вырос на 36% за год, на треть же снизились и цены на них. Один из региональных олигархов однажды рассказывал мне, что проблема с продажей автомобиля вполне характерна: «Я купил новую Ламбо, а покупателя на старую в городе нет, все мои партнеры имеют машины примерно такого же класса и те же проблемы. Вот и стоят старые машины в гаражах загородных домов…»

Прежде представительские автомобили активно уезжали в быстро развивающиеся регионы, теперь процесс приостановился, возможно, надолго. Феномен того, что подержанные представительские автомобили стоят столько же, сколько авто бизнес-класса, известен давно (слишком дорого эксплуатировать пафосный автомобиль). Стоимость подержанной (более трех лет) Audi A8 практически равна стоимости Audi A6 того же возраста. Купите себе лимузин и чувствуйте себя шейхом…