Российский триллер. Cмертность в ДТП…

Всемирная организация здравоохранения в августе 2008 опубликовала доклад, посвященный безопасности дорожного движения. Из него следует, что ежегодно в мире в авариях погибают 1,2 млн. человек. …стоит отметить, что люди гибнут в основном на дорогах в бедных странах. По данным ВОЗ, на долю подобных государств приходится сразу 90% всех смертей в авариях, хотя они располагают лишь 48% автопарка мира. ()

(данные 2006 года)

Данные по России за 2008 год

  • 218322 аварии (на 6,6% меньше, чем в 2007 году)
  • 13 611 (-12,7%) ДТП произошло по вине пьяных водителей
  • 21 970 (-7,9%) ДТП с участием детей

(пресс-служба и официальный сайт ГИБДД)

С января 2009 вступило в силу постановление правительства № 859, меняющее процедуру учета погибших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Речь идет об увеличении срока, в течение которого скончавшиеся в больницах официально считаются погибшими в аварии, с семи до тридцати дней.

До этого погибшими в результате ДТП считались только те, кто скончался в течение 7 дней после аварии, в то время, как пострадавшие умирают и позже, чем через семь суток после аварии, однако при этом уже не числятся в качестве погибших в ДТП. От этого, в частности, данные ГИБДД и Минздрава по погибшим в авариях расходятся на 20-30 процентов, при этом статистика Госавтоинспекции лучше, чем у медиков. Увеличение срока, указанного в постановлении, возможно, скорректирует статистические данные ГИБДД. (Lenta.ru)

В Европе к погибшим в дорожных авариях относят тех, кто скончался от ран в течение 30 суток, в США этот срок еще больше — целый год.

Но, это касается только части смертельной статистики. 70% летальных исходов в ДТП происходит непосредственно на месте совершения аварии или в пути следования в больницу, поэтому статистика смертности в больницах касается только 30% жертв.

Программы снижения смертности (например, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах») в первую очередь основываются на трех основных факторах:

  • быстроте получения информации о ДТП,
  • времени начала оказания медицинской помощи (оснащение больниц санитарным транспортом)
  • постоянной готовности больниц, расположенных вдоль трасс.

Например, московская программа провозглашает (с 1.07.09 г.): «15 автомобилей «Скорой помощи» должны нести дежурство у стационарных постов ДПС на МКАДе и в местах, где часто происходят аварии».

Блин, сколько можно было бы заказать автомобилей скорой помощи для придорожных больниц, если бы госпомощь ВАЗу и ГАЗу была предоставлена в виде госзаказов на эти самые автомобили (а не на средства разгона демонстраций)!

… «в 2008 году аварий с особо тяжкими последствиями стало меньше. После введения новых наказаний за нарушения ПДД, сократилось число дорожно-транспортных происшествий, совершённых пьяными водителями».

С пьяными за рулем разобрались, их станет меньше, если не считать пьяных сотрудников МВД и прокуратуры (здесь правила бессильны, т.к. не про них писаны). Странно, что физические законы распространяются и на сотрудников силовых органов.

Еще один интересный момент — не пьяные за рулем и не пешеходы, а пьяные пешеходы. Сколько пьяных попадает под автомобиль, превращаясь в причину аварии? Этого пока в статистике я не видел, а сюжет, вероятно, распространенный, учитывая традиции национальной трезвости.

Скорость движения, как показал международный опыт, тоже важнейший фактор безопасности. Резкое ограничение скорости движения на европейских дорогах в период первого нефтяного кризиса привело не только к снижению потребления топлива, но и к резкому снижению аварийности.

Медицинский факт — в плохую погоду количество аварий в Москве резко снижается, т.к. Москва просто стоит в пробках (правда, наверное, повышается расход бензина и количество отравлений и инфарктов, но это статистику ГИБДД не волнует).

Транспортная скорость в Мегаполисах в последние годы заметно снизилась, так что мы переходим от быстрой смерти в ДТП к медленной (треть жизни проводя в пробке). Это сильно улучшит статистику московских гайцев.

Как хорошо, что стул под Московским мэром качается, он вынужден активно «ловить мышей», чего мы уже давно не ощущали. В Москве принята мощная дорожная программа обстановки пешеходных переходов и чего-то ещё на 2009 год. В частности: «…в школьную и детсадовскую программы … включить программу изучения правил дорожного движения (не менее двух академических часов в неделю)» (http://auto.newsru.com/article/21nov2008/znaki). Кстати, по опыту реальных программ, дающих эффект, необходимо не правила изучать, а отрабатывать алгоритм действий именно в тех местах, где живут, учатся и гуляют дети.

В Москве и в России быть пешеходом значительно опаснее, чем где бы то ни было. Жертвами дорожных происшествий в Москве за 2007 г. стали 52,7% пешеходов (в целом по России этот показатель равен 45%, в Великобритании, Японии, Германии число смертельных случаев среди пешеходов не превышает 14% от всех погибших в ДТП).

Информационный портал Справедливо-онлайн провел опрос, результаты которого показывают, что соотечественники у компьютеров считают, что основными причинами гибели на дорогах являются (не дословно):

  • пренебрежение общества (водителей, пассажиров и пешеходов) к ПДД
  • коррупция во властных и дорожно-строительных структурах
  • коррупция в ГИБДД
  • плохие дороги
  • отсутствие политической воли в руководстве страны

И, наконец, источники нашей смертности — опасные машины, сильно изношенный парк, отсутствие реальной процедуры техосмотра (в настоящее время это просто налог  на владельцев автомашин, взимаемый сотрудниками служб технического контроля ГИБДД, в Москве его величина около 100 долларов ежегодно).

Кстати, супердешёвый индийский автомобиль Tata Nano вполне современен и безопасен (в отличие от ВАЗа) в результате использования технологий компьютерного моделирования, современных материалов и результатов исследований в области безопасности. Если заменить в российском автопарке ВАЗы на Nano, то смертность в результате ДТП снизится на десятки процентов при прочих равных условиях.

Экономический запрет на ввоз иномарок (пошлины и новый техрегламент) еще даст свой страшный эффект в виде большего количества опасных машин на дороге и ГИБДД должна была бы всеми силами  (лоббирования) противиться перекрытию потока относительно безопасных иномарок на российский рынок. Но это только при условии, что своей целью ведомство считало бы повышение безопасности, чего в реальности конечно же не наблюдаем.

Требования EuroNCAP в области безопасности пешеходов ужесточены с февраля 2008 года. Действовавшие до этого европейские правила испытания безопасности автомобилей были приняты 12 лет назад. Автопроизводители подстроились под прежние требования, и практически все машины зарабатывали высшие баллы, т.е. тест «недомеривал», результаты краш-тестов EuroNCAP перестали быть объективным показателем безопасности автомобиля. (http://www.carclub.ru/print.php?id=40307)

Сегодня В России основным стандартом безопасности считается Женевское соглашение 1958 года (51 год назад). Его условиям с избытком отвечает продукция и китайского и российского автопрома. Представьте себе, как изменились условия дорожного движения за полвека. Я не могу представить вполне, т.к. живу не так давно, но условия городского трафика по скорости, плотности движения и сложности управления с тех пор, как я сел за руль (лет двадцать пять) изменились в десятки раз, а требования к безопасности автомобиля остались практически прежними.

Под занавес, вот Вам святочно-оперетточный текст из Ульяновска. Смысла мало, зато как интересно читать, и на фантики посмотреть прикольно:

В Ульяновске по инициативе ульяновской ГИБДД на местной кондитерской фабрике начался выпуск конфет под названием «Дорога детям».

На обертках конфет напечатаны Правила дорожного движения: на лицевой стороне фантика нарисован дорожный знак, а на обратной стороне — загадка. Например, знак «Движение запрещено» описывается так: «Красный круг, а в круге пусто. Все бело, как лист капустный. Что сей знак обозначает?» — разгадка: «Он движенье запрещает», а знак «Осторожно — дети!» — «Я хочу спросить про знак. Нарисован знак вот так: в треугольнике ребята со всех ног бегут куда-то».

«Российская газета» цитирует слова начальника отдела пропаганды ГИБДД по Ульяновской области Гели Пахомовой: «У меня есть шестилетняя дочь, которая очень любит конфеты и интересуется, как машины должны правильно ездить по дорогам. Я подумала: а почему бы не совместить приятное с полезным?». Таким образом, было разработано более 30 вариантов загадок, которые должны стать первой ступенькой к взрослым книгам ПДД.

Первые конфеты сотрудники ГИБДД раздавали во время акции «Дорога детям»: инспекторы останавливали автомобили с детьми, и если те были пристегнуты или сидели в специальных детских креслах, дарили конфеты. По словам Пахомовой, дети очень заинтересовались изучением ПДД, совмещенным с поеданием сладкого.

Первые партии конфет «Дорога детям», изготовленных на Ульяновском филиале ОАО «Кондитерское объединение «Сладко», поступят в магазины в ближайшее время.

Российская газета: 11 ноября 2008

Фактура:

  • http://cartest.omega.kz/news/2008-11-11.html
  • http://avto-motive.ru/2009/05/27/na-dorogax-gibnut-bednye-i-molodye/
  • http://auto.newsru.com/article/21nov2008/znaki
  • http://www.rotek-avto.ru/rss_posts/view/19564

Кому интересно, могу выслать небольшой архив материалов, на основании которых написан этот текст.