Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 1)

Выслал для публикации в Воронежском журнале «Правильное решение» материал для раздела будущей книги «Апология рынка легковых автомобилей»». Предлагаю его Вашему вниманию:

…комментарии пришлю попозже, сейчас аврал. Народ сметает автомобили, как пирожки.
С уважением, В.М. начальник отдела продаж и Управляющий сервисом.
(из переписки с коллегой)

Что сейчас происходит на российском автомобильном рынке с ценами? Они растут, т.к. у дилеров не хватает автомобилей на всех желающих, готовых платить деньги. Это простой ответ.

Если сложнее, то рынок автомобилей наполняется, как бассейн водой. Не по всей стране одновременно, кое-где с запаздыванием, перетекая из одного региона в другой. И постепенно становится похожим на сотни других, уже сложившихся рынков.

Однако, хочется знать ответ на ряд вопросов:

  • не слишком ли дорого продает производитель свои автомобили?
  • что будет с ценой на автомобиль через несколько лет?
  • какой автомобиль будет лучшим выбором на эту сумму денег?
  • так ли уж отличаются дешевые автомобили производителя от их дорогих моделей?
  • сколько будет стоить моя только что купленная машина через несколько лет?

Доходы семьи и их динамика, изменение предпочтений

Готовность людей покупать автомобили зависит от их доходов. Банальность. Однако, объем продаж автомобилей в регионе почти линейно зависит от наличия денег у жителей этой территории. Самый простой экономический показатель — среднемесячный доход на человека в семье. Способность и готовность приобретать автомобили и платить за их обслуживание определяется в первую очередь семейными доходами. С ними связана и предельные для семьи затраты на содержание и эксплуатацию автомобиля (т.н. стоимость владения). Не стоит забывать, что приобретение автомобиля — не главная затрата. Гораздо большие издержки связаны с его последующей эксплуатацией (бензин, стоянка или гараж, ремонт, страховка, взятки сотрудникам ГИБДД и др.).

Многие семьи, сумевшие купить автомобиль, неожиданно обнаруживают, что не в состоянии его обслуживать.

Вот и первый парадокс: более дорогой автомобиль может оказаться более экономичным в обслуживании, а более дешевый — разорительным для его владельца.

Средний доход россиян в 2007 году — около 500 долларов на человека. Это перечеркивает миф о нищей стране и с трудом выживающем потребителе. При всех сложностях экономической ситуации, в России уже есть 25-30 миллионов человек (т.е. более десяти миллионов семей) с доходами от 1000 долларов в месяц на одного человека.

За постсоветский период доходы россиян выросли с десятков до сотен долларов среднемесячного дохода. Естественно, доходность в разных городах и регионах не одинакова, но общим является ее постоянный рост (в среднем примерно на 50 долларов на одного человека в месяц за год).

Эта ситуация означает, что на каждой российской территории с каждым годом определенное количество семей (покупателем автомобиля является семья) впервые перешагивает тот уровень дохода, который позволяет купить и содержать автомобиль.

У нас в городе (и мне это непонятно) больше применимо жаргонное «понты» чем доходы. Можно жить в разваливающейся «панельке», но ездить на машине за 2 млн. Если хотите, применимо фольклорное «из грязи и в князи». Вдруг определенная часть людей стала получать приличные деньги на заводе. Получилось так, что свое социальное положение они решили показать окружающим. Чем круче авто — тем «круче» владелец. (из переписки с дилером)
Все не так просто. Выросшие доходы люди сначала тратили на улучшение питания, приоделись, купили бытовые приборы (холодильники, стиральные машины), сделали давно откладываемый ремонт в квартире, начали отдыхать за рубежом (съездили в Турцию и Египет). Но купить квартиру так и не смогли. Нереально высокие цены на жилье не позволили. И тогда заработанные были потрачены на приобретение автомобиля.

Кредитный бум, который мы наблюдали до середины прошлого года, подстегнул ситуацию, облегчая возможности семей перейти в состояние «машиновладельцев».

…Да еще и эти банки, только за руки еще не хватают — кредит! Постепенно ситуация стала меняться, поняли наконец что такое скрытые проценты. А год-два назад не редкостью была ситуация, когда клиент заходит в салон, проходит все банки — выясняет, сколько ему готовы дать (процент не интересен) потом выбирает машину. Больше половины кредитов выдали банки, не требующие подтверждения дохода.
Зато теперь новенькая «Ниссан Премьера» — не самое «крутое» такси в городе. Когда дело дошло до платежей, люди пошли таксовать. (из переписки с дилером)

Продолжение следует. Благодарность за помощь в подготовке материалов Б.Кухару (Череповец) и Д.Мешкову (Н.Новгород).


Все материалы на тему ценовой сегментации на автомобильном рынке:
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 1). Растущие цены и доступность автокредитов
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 2). (http://motopapa.livejournal.com/12284.html)
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 3). Жизненный Цикл Товарной Категории. (http://motopapa.livejournal.com/12901.html)
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 4). Входные билеты.
Ценовая сегментация на автомобильном рынке (часть 5). Выводы.