Бензиновый кризис — изжога социализма…

Из интересного за последнюю неделю — прорывающийся «бензиновый кризис». С ним все непросто, но любопытно. Lovecars (http://lovecars.livejournal.com/5800.html?view=3240#t3240) пишет: «У нас тоже бензин подскочил, но интересно не это, а то что на крупных сетевых заправках (Газпромнефть, ТНК) он продаётся по 23.60 за марку А-92, а на остальных заправках по 25-26. Налицо картельный сговор, крупные игроки демпингуют и зажимают тех кто поменьше. %)».

Не исключаю, что во время большого шухера многие компании будут стремиться откусить денег, но теория заговора здесь не рулит. «Когда есть такие друзья, и враги без надобности». Еще одна теория — хищнического капитализма, тоже несостоятельна (хотя в среде массовой тусовки постоянно вбрасываются тезисы типа — «поглядите, что Ваш зверский рынок делает»).

Механизм исчезновения бензина довольно прост — в конце прошлого года В.В.Путин запретил ценам на топливо подниматься, набрав себе немного политических очков. В результате в соответствии с рыночными законами производители стали сокращать производство, заначивать топливо до лучших времен и все, что можно, гнать на экспорт. Т.е., премьер по собственной экономической неряшливости своими руками создал предпосылки дефицита, который одномоментно прорвался несколько месяцев спустя (теперь он будет его героически разруливать).

Конечно, у нефтеналивных предприятий всегда есть подспудное желание создать дефицит, при нем проще аргументировать необходимость повышения цен. Но для этого совсем необязательно им «картельно сговариваться». Возможности видны невооруженным взглядом. На необходимость увеличить объемы производства, или поставок нефтепереработчики реагируют медленно просто в силу бардака, неповоротливости и убогого совкового менеджмента. Сети с приличным менеджментом сумели быстро среагировать и сейчас пытаются выскочить из-под антимонопольного расследования….

http://zhu-s.livejournal.com/138420.html

Насчет экспорта бензина, кстати, сильные преувеличения — на экспорт идет процентов десять от производимого бензина и сильно сократить экспорт для увеличения продаж внутри страны не получится. Экспортируются у нас не бензин, а мазут и солярка, т.е. топочное топливо. Солярку и имел ввиду премьер, когда повелел ценам остановиться в росте (солярка до этого за полгода выросла в цене раза в полтора).

Есть несколько существенных проблем с топливом в нашей стране. Первая в том, что нефтеперерабатывающая отрасль в значительной степени продолжает оставаться социалистической, а значит заводы старые, убогие и разваливаются (только перешли в собственность «друзьям» кого надо), плохо управляемые (т.к. конкурировать на рынке им вовсе не приходится). Интересно, что, как и в любом социалистическом хозяйстве, в нефтепереработке чудовищный уровень воровства (десятки процентов топлива уходят с заводов вчерную, как можно такую халяву отдавать бизнесу?)

Для социализма весьма характерен дефицит снега зимой и песка в Сахаре, что мы и получаем с топливом. Вторая особенность — нефтяные бизнесы вот уже много лет старательно динамят создание прозрачного биржевого рынка топлива в стране, им это не выгодно.

Безрадостный вывод: при всех играх в управляемость (НДПИ, экспортные пошлины, квоты, ФАС, «доктор» от премьера) производство бензина развиваться не будет. Рано или поздно придется эту существенную часть экономики реально приватизировать и освободить, в ходе чего промышленность будет модернизироваться и переинвестироваться, за все это придется платить, естественно, нам.

В ближайшее время цена на бензин, сорванная в ходе премьерского ручного управления, всего скорее, довольно быстро подскочит рублей до 30 за литр 92 бензина. Вопрос времени. Это неприятно, но еще неприятнее то, что высочайшие чиновники в погоне за рейтингом никак не оставляют желания подергать за рычажки сложных экономических процессов. Блин! Ведь сорвут резьбу нафиг!

Еще одна липа — про мировые цены на бензин. Их нет, в отличие от мировых цен на нефть (которых, кстати, тоже нет — цены региональные, но кореллирующие между собой). Цены на бензин в разных странах сильно зависят от налоговой нагрузки. В Европе — чудовищная налоговая нагрузка на продавцов бензина, в США — почти никакой, у нас — 40-50% (средняя).

Материалы в тему:

  • http://www.forbes.ru/ekonomika-column/rynki/67266-benzinovyi-krizis-prichiny-i-perspektivy
  • http://zhu-s.livejournal.com/138420.html