Автомобиль – новая степень свободы человека…

Недавно, просматривая помойку файлов, обнаружил, что как-то подготовил, но не выложил философический пост о роли автомобиля в жизни человека. В свете того, что последние несколько лет мы испытываем серьезное давление с попытками ограничить возможность свободного выбора и свободного передвижения (разборки ДТП с участием Лукойловского менеджера Баркова — из той же серии), думаю, надо закончить начатое.

В продолжение постов: http://blog.motopapa.ru/avtomarketing/chto-takoe-avtomobil.html и http://blog.motopapa.ru/avtomarketing/avtomobil-telezhka-dlya-pokupok-ili-vtorichnyj-polovoj-priznak.html#more-40

Рисунок http://vsyako.livejournal.com/7563.html

«…Что такое автомобиль? — задал себе вопрос Павел Дуров. Вот именно, частный легковой автомобиль. Сатирическая дерзость «не роскошь, а средство передвижения», появившись в двадцатые годы, в том же десятилетии и утонула. В недалекие еще пятидесятые автомобиль все еще был не «средством передвижения», но символом особого могущества, несомненной роскошью и даже отчасти неким вместилищем греха. Только вот сейчас, уже в середине семидесятых, мы можем без боязни сфальшивить задать самому себе простецкий вопрос: что такое автомобиль?

Итак, конечно же средство передвижения. Автомобиль — это мягкое кресло, на котором ты с большой скоростью передвигаешься в пространстве. Кроме того, ты можешь перевозить в автомобиле свои личные вещи, и необязательно в чемоданах, ты можешь просто набросать их в багажник и салон как попало. Следовательно, автомобиль — это передвигающийся чемодан. Далее, если ты ездишь все время в автомобиле, тебе необязательно зимой тяжелую шубу носить, потому что внутри у тебя есть надежная печка. Следовательно, автомобиль — это еще и шуба, не так ли? Ну что еще? Ну конечно же автомобиль — это твой дом, маленький домик на колесах, часть твоей личной защитной сферы, постель, зонтик, галоши… Ну что еще? Итак, автомобиль — это твое кресло, чемодан, шуба, койка, домик, зонтик, галоши и конечно же зеркальце для бритья. Да, конечно, автомобиль — это отличное зеркальце для бритья, думал Павел Дуров, сидя рядом со своим автомобилем и намыливая щеки перед бортовым зеркальцем заднего вида…» (В.Аксёнов «В поисках жанра» (http://webreading.ru/prose_/prose_rus_classic/vasiliy-aksenov-v-poiskah-ghanra.html?page=14#page=1)).

Исследуя сценарии потребительского поведения, мы в своих проектах неоднократно сталкивались с «загадкой среднего класса». При повышении доходов людей изменяются и их потребительские стандарты, но не только количественно. При преодолении некоторого барьера (доходов на человека в семье) потребителю вдруг становится необходимо свободно получать и обмениваться информацией, влиять на окружающую его жизнь, иметь возможность сменить вид деятельности, или бросить всё и уехать путешествовать. Т.н. средний класс вдруг начинает предъявлять спрос на что-то, доселе нам неизвестное. Он хочет не вкуснее кушать и мягче спать, не более дорогой автомобиль, он хочет СВОБОДЫ!!!

И тогда мы начинаем задумываться о том, что из себя представляет свобода, как продукт, как ценность, как товар — что надо предложить человеку, чтобы он почувствовал себя свободным?

Для ощущения свободы человеку необходимо иметь возможность самостоятельно принимать решения в некоторых значимых для него ситуациях: где жить, как проводить время (где отдыхать), куда отправить учиться своих детей, каким видом деятельности заниматься (работа должна доставлять удовольствие, а чтобы найти такой вид деятельности требуется немало времени), и многое другое. В том случае, когда человек жестко ограничен — работа по конкретному адресу в строго установленное время, в определенной должности, невозможность смены места жительства, невозможность выбора досуга, бессмысленно говорить о свободе. Эта свобода во многом ограничивается нехваткой денежных знаков (попросту — дохода) и тогда о ней можно только смотреть телевизионные передачи и читать в книгах. По мере увеличения дохода, у человека появляется потенциальная возможность совершать всё больше самостоятельных выборов, чувствовать себя всё более свободным. Конечно, не всё так линейно. Есть масса людей, внутренне свободных и при очень небольших доходах, и есть очень обеспеченные «потребители», у которых и в мыслях нет поменять заданный ему образ жизни.

В книге «Апология истории» Марк Блок предлагает попытаться представить себе мир средневекового крестьянина, у которого нет возможности быстро передвигаться, мир которого ограничен теми рамками, до которых он «может дотянуться» — ближайшим замком, деревнями, горой. Всё, что находится на расстоянии более нескольких дней пешего пути (100-150 км) для него представляется мифом, т.к. нет способа увидеть и познакомиться лично.

Когда ребенку дарят первый велосипед, как правило, это обозначает для него новый этап в жизни — границы реально доступного человеку расширяются — можно сгонять и в соседний двор и совершить путешествие за пять домов от своего подъезда. Необычные ощущения испытывает каждый человек, впервые совершающий дальнюю поездку, перелет, выезжающий за границу.

Во всех этих случаях человек обретает новую степень свободы, которая уже необратима и становится впредь эталоном, точкой отсчета при принятии новых решений и планировании новых поступков.

Автомобиль не только позволяет человеку ощущать постоянную возможность «сорваться в дальние края», уехать в отпуск далеко и относительно недорого, но и в повседневной жизни ощущать себя независимым — внезапно вспомнив, приехать на другой конец города к другу, заехать к маме, поехать в дальний, неудобно расположенный магазин, окружив себя почти домашней обстановкой (музыка, сувенир, …). Не думать о том, что сумки тяжелые, или упаковка неудобная.

Кроме того, демонстрация такой возможности сама по себе есть ощущение высокого социального статуса — владелец машины больше не крестьянин, прикованный к своему клочку земли…