Атака клонов. Империя наносит ответный удар…

В продолжение цикла постов о китайском автопроме (http://blog.motopapa.ru/news/kitaj-inoj-tip-novostej.html и другие — по тегу «китайский автопром»). Как-то уже давал ссылку на статью, с которой познакомился благодаря [ЖЖ dtc2201]. Как обычно, сделал конспект существенных моментов, но всю статью советую прочитать на http://dtc2201.livejournal.com/17324.html#cutid1

Дэн Кёппл, о китайском производителе. ДОМ КЛОНОВ

Мобильные телефоны, микросхемы, автомобили — больше не осталось ни одного высокотехнологичного западного продукта который китайские клонеры не смогли бы скопировать. Довольно скоро, вы, возможно, предпочтете именно их продукцию.

Три ключевых факта:

1.      Китайская контрафактная индустрия больше не ограничивается сумками Prada и копированными DVD-дисками. Клонеры запросто копируют все вплоть до микросхем.

2.      Качество улучшается: американские бренды берут клонеров в партнеры и экспортируют их товары на запад.

3.      Улучшающееся качество ведет к новой эре клонирования — копии стремятся быть лучше оригиналов.

Дорога контрафакта

Нахождение в еле продвигающемся такси в час пик на третьем кольце круговой автострады Пекина (пять уже окружают город, и еще несколько на стадии строительства) дает пассажиру достаточно времени, чтобы поглазеть по сторонам. Автомобили вокруг выглядят знакомо: Фольксваген, Тойота, Хонда — все присутствуют здесь. Но даже автомобили с незнакомыми названиями имеют легко узнаваемые очертания. Вот небольшой вседорожник, сверкающий логотипом Laibao, выглядит как брат-близнец Honda CR-V. А вот Geely Meerie скопированная с Мерседеса C-класса, и стоит всего 120 тысяч юаней (около $15,000).

Но самая притягательная часть китайского авторынка — это автомобили, которые продаются по цене около $5,000, что примерно сопоставимо со среднегодовым доходом китайской семьи среднего класса. Когда вы застряли в пробке, вы по большей части окружены главой этого сегмента: автомобилем Cherry QQ.

QQ это точная детальная копия Daewoo Matiz (оригинальный автомобиль является совместным проектом General Motors и корейской компании). Matiz (продаваемый в некоторых странах под маркой Chevy Spark) продается по всему миру — в США улучшенный вариант стоит $10,500 называется Aveo и дешевле любой другой машины, которую можно купить. Но когда QQ за $5,000 впервые появился в 2003, General Motors — и американские власти — были изумлены. «Если убрать маркировку с этих машин, то вы просто не сможете их отличить», сказал конгрессмен штата Висконсин Джеймс Сенсенбреннер после поездки в Китай в 2004. «Эта такая точная копия, что вы можете отсоединить дверь от Matiz и она как влитая подойдет к QQ — даже уплотнение на дверях точно совпадает».

Возможность клонировать такие технологически сложные продукты только недавно развилась в Китае. Доклад, выпущенный консалтинговой фирмой A.T.Kearney делит рост китайских клонеров на 5 отличительных этапов.

Первый, в 1980-ых, был примитивный состоящий в основном из дешевых текстильных подделок как футболки с Микки Маусами.

Второй, начавшийся примерно в 1990-ом, все еще включал в себя одежду и аксессуары, но уже с достаточной степенью достоверности — высококачественные подделки Nike и Reebok прокладывали себе путь чтобы получить признание бережливых западных потребителей в качестве удобной замены оригиналу.

К середине этого десятилетия, китайские копировщики переместились от посягательства на основные торговые марки к технологическим продуктам низкого уровня сложности: батарейки Duracell и DVD. С этого момента, как говорится в отчете, началась эра «сложного технологического пиратства». Функциональность близкая к оригинальной продукции, такой как клюшки для гольфа Callaway и контрафактные автомобильные стекла, появилась в 1998 году.

К началу нового века пиратство достигло такого уровня, что Китай уже предлагал функциональные дубликаты процессоров Intel, таблеток Viagra и электрических инструментов Bosch.

Во многом это похоже на путь который прошли производители в Японии или Корее в свое время. Китай прошел путь от изготовления дешевых товаров которые не жалко выбросить, таких как дешевые игрушки и портативные CD-плееры, до создания альтернатив практически любому широко известному бренду на западе. Но Китай уникален и в этом отношении — он прошел этот путь в ускоренном темпе, пройдя от дешевых подделок до качества мирового уровня за рекордно короткий срок — немногим более десятилетия.

Как клонировать все что угодно

Самый легкий путь клонировать продукт это использовать «призрачную смену»: фабрика, заключившая контракт на изготовление легальной продукции, переходит на круглосуточный режим работы, выпуская копии сплошным потоком — некоторые делаются из внутренних материалов, другие, в точности такие же, предназначаются для продажи на черном рынке — от заката до рассвета.

Единственная проблема с «призрачной сменой» это то что она не может функционировать полный рабочий день. В середине 90-х производители начала строить теневые фабрики — полностью идентичные заводы, часто воспроизведенные по тем же самым чертежам, что использовались законными производителями для запуска своих проектов. Иногда планы продавались менеджерами настоящих компаний. В некоторых случаях, местные власти и организованные преступные группировки сговаривались для создания второго набора рабочих чертежей и проектов документации.

Как только технологические компании узнавали о масштабах проблемы клонирования, многие начинали использовать выборочный аутсорсинг. Менее секретные компоненты отдавались на изготовление в Китай, в то время как более важные запатентованные части, как то печатные платы, производились собственными силами. Но даже при таком раскладе, иногда продукт производимый компанией клонируется даже если компания не имеет никаких производственных отношений с Китаем вообще. Например, корпорация Thomas G. Faria, американская компания которая производит приборные панели для лодок и военных внедорожников, обнаружила целый завод в Китае посвященный клонированию их продукции, даже при том что компания не только никогда не отдавала производство за рубеж, но даже никогда не имела производственных контактов за пределами штата Коннектикут, где они располагались. Поддельные копии были обнаружены по всему миру, и хотя качество было ужасным, они выглядели как настоящие. «На клонах были указаны имя нашей компании и адрес», заявил американо-китайской комиссии по экономике и безопасности глава компании Дэвид Блэкберн. «Этикетка содержала номер изделия в нашем каталоге и даже инициалы лиц производивших калибровку и финальное тестирование».

Клонеры, в первую очередь, ищут благоприятную возможность, а производители часто сами им ее предоставляют, предлагая новую продукцию на ограниченном числе рынков. Желание обладать распространяется по всему миру, и клонеры рады заполнить любую пустую нишу, которая возникает в поставках или распространении. (Это то, что происходило с iPhone, который почти год продавался только в Северной Америке.)

… В прошлом году, устав от потока пиратских телефонов, которые стоили компании миллиардного убытка ежегодно, Samsung нанял группу расследования, чтобы отследить истоки этих телефонов через многочисленные каналы поставки до их производителей. Результаты этого расследования, наряду с анализом сделанным независимыми исследователями, приоткрыли некоторые технические стратегии предпринятых операций по реверс-инжинирингу…Компания Samsung была настолько потрясена эффективностью клонеров, что предложила им работу. Однако те отказались. По их заявлению, зарабатывая $1.25 на каждом телефоне, для них намного легче и прибыльнее делать подделки. И каков же результат расследования? Samsung теперь заботится о том, чтобы выпускать новые продукты в Китае сразу же после их выхода в Корее. Дать клонерам как можно меньше времени и возможностей — это единственная защита.

Копии компаний

…Расследование частной компании International Risk, которую наняла NEC, в итоге обнаружила теневую версию компании оперирующую в Китае и объединяющую более 50 производственных фабрик. «На первый взгляд, это выглядело как серия нарушений интеллектуальной собственности, но в действительности высокоорганизованная группа попыталась украсть бренд целиком», сказал Стив Викерс, бывший полицейский инспектор в Гонг-Конге который помогал International Risk в расследовании. Исполнители имели свои собственные визитки с логотипом NEC и адресами электронной почты. У них были планы маркетинга и сеть распространения продукции на местах. Некоторые здания «компании» даже были украшены огромными светящимися знаками с логотипом NEC. Но самое возмутительное, что вымышленный NEC брал лицензионные отчисления с производителей выпускавших продукцию по их разработке…

Смерть бутлегерам

Автомобиль Cherry QQ демонстрирует больше чем просто умение современного клонирования. Он также иллюстрирует опасность. Легко прикрученные двери и чуть смещенное зеркало заднего вида, есть и другие различия — пугающие различия — между Spark/Matiz и QQ. …

…Иронично, но широкая публикация таких возмутительных случаев как этот фактически служит стимулом для продвижения Китая на шестой уровень клонирования — изготавливать продукцию лучше чем оригинальная. «Если будет применяться западный стиль управления, то это просто другой способ как нарушители научаться как делать лучшую работу из того что они делают», заявил Дэнни Фридман, голландский эксперт по защите интеллектуальной собственности, который ведет блог под названием IT Dragon.

Рост выше подделок

Конец эры китайского клонирования наступит когда китайская продукция станет достаточно качественной, чтобы продаваться под собственной маркой, как это сделала Япония в 1970-ых и Корея в 1980-ых. Разница только в том, что Китай движется намного быстрее, чем когда-либо Япония или Корея. Меньше года назад автомобиль Cherry QQ был полным мусором. Однако 3 июля, Cherry и Chrysler объявили о соглашении строить автомобили Cherry с логотипом Dodge. Chrysler начнет продавать эти автомобили в Восточной Европе и Латинской Америке в начале следующего года, а в 2009 будет поставлять их в Западную Европу и Северную Америку. Сделка смогла состояться после планов Cherry улучшить качество разработки и начать работать на западные компании. Можно не сомневаться что Cherry многому научится у своих новых партнеров.

Важный фактор этой трансформации это улучшающаяся потребительская часть экономики Китая. Сразу после новостей о контракте Cherry, правительство в Пекине установило норму минимального заработка единую для всей страны. И хотя этот шаг был предпринят в ответ на рост цен на продовольствие, он также увеличивает стоимость производства для китайских производителей, заставляя их двигаться дальше от предельно дешевой продукции. В городах зарплата китайцев выросла достаточно, чтобы привести к буйному росту потребительского класса. Поскольку эти потребители требуют все лучших продуктов, производители начинают разрабатывать продукцию удовлетворяющую экспортным стандартам.

…Ни miniOne ни P168 ни даже модели от HTC не будут иметь такой мистики и качества как iPhone. Но в действительности это не важно. Эти телефоны будут доступны нескольким миллионам покупателей больше чем продукты Apple, и по более низкой цене. Остальная часть мира примет клон так словно это оригинал. Они не будут ничем отличаться также как и остальной поток товаров из Китая — автомобили, лекарства, продукты, бытовая техника — все, что поднимается из тени и взбирается по кривой обучения к той точке, где они перестанут быть клонами. Они станут реальными вещами.