Туманное будущее российского автопрома. BCG…

21.01.10 консалтинговая компания BCG (The Boston Consulting Group)на пресс-конференциях в двух разных частях планеты представила одновременно на Детройтском автосалоне и в своем московском офисе презентацию исследования «Как добиться успеха на автомобильных рынках стран БРИК». Я там был, мёд-пиво пил (в московском офисе), краткий отчёт о пресс-конференции выложен на http://news.auto.ru/news/4528.html

Редактор Auto.ru надписал очень бравурное название «Российскому авторынку пророчат высокие темпы роста». Я бы так не сказал, суть того, что на пресс-конференции обсуждалось, навевала грустные ощущения. Докладывали и отвечали на множество вопросов Управляющий директор Эвальд Крайд (справа), и руководители проектов — Штефан Мауерер и Владимир Тузов (слева).

Доклад повторял примерную схему такого же доклада год назад. Тем интереснее было сравнить. Год назад были представлены четыре сценария кризисного падения рынка (сбылся самый мрачный), в этот раз на одном из слайдов — примерные кривые посткризисного восстановления автомобильных рынков четырех стран БРИК.

Вот прошлогодняя картинка:

Вот свежий прогноз января 2010. Бурный рост здесь объясняется «эффектом низкой базы»:

Китаю и Индии там прогнозируется почти полуторакратный (от докризисного) рост по сравнению с предкризисным состоянием к 2014 году, Бразилии — 11%, России — только восстановление докризисного уровня. За время кризиса, в отличие от рынков всего мира, авторынок стран БРИК вырос на 4 млн.автомобилей, росли рынки трех стран БРИК (кроме российского, который вдвое рухнул — 48% падения).

В исследовании этого года очент интересный вывод о том, что при современном развитии автомобильных рынков уже невозможен универсальный автомобиль, устраивающий все развивающиеся рынки. Нарисован «портрет» типичной машины, идеальной для каждого из четырех рынков: для Бразилии — 1 литровый хэтчбек на этаноле, для Индии идеален Tata Nano — ультрадешевый, ультрапрактичный, без претензий, для Китая — большие и средние седаны с элементами роскоши и просто понтов, для России, как это ни странно, вполне подходят западноевропейские седаны и паркетники, а также седаны развивающихся рынков — Toyota Camry и Lada Priora.

Интересна и характеристика рынков по структуре продаж и соотношению типу кузовов. Российский рынок оказался ближе всего к американскому (а рынки Индии и Бразилии — к западноевропейскому).

Отмечены в докладе и сложившиеся центры компетенций автопромов стран БРИК: Бразилия — разработка двигателей для работы на альтернативных топливах, Индия — софт, САПР и моделирование (виртуальное производство, позволяющее значительно сокращать циклы разработки), Китай — электрика, электроника и аккумулятрные батареи. Россия пока не достигла уровня других стран БРИК, подошла ближе всего к уровню конкурентоспособности в областях — проектирования и производства специальных транспортных средств, элементов электронного управления, САПР и моделирования, дизайна кузова. Это может стать конкурентным преимуществом только при направленной государственной политике стимулирования развития подобных компетенций.

А вот то, что редактор портала тактично опустил в отчёте:

Отставание в локализации производства (производства компонентов внутри страны) объясняется тем, что издержки при производстве компонентов в России на 20 % выше, чем при «домашнем» (например, европейском) производстве. Докладчики принципиально не касались издержек, связанных с неэффективным функционированием государственных институтов.

Текущий вектор развития грозит нарастающей автаркией:

Тенденции ведут к постепенному закрытию российского рынка, снижению как импорта, так и экспорта. История знала подобные «самодовольные» замкнутые экономики (Япония до революции Мейдзи, Китай 15-19 веков) заканчивалось это каждый раз очень печально…

Постараюсь сделать несколько отдельных, более подробных постов по итогам этого доклада.