15 главных трендов авторынков 2010 года…

В четверг, 27 января, в московском кафе «Му-му» собрался цвет сообщества «Автомаркетинг». Я обещал подытожить обсуждение наиболее значимых прошлогодних событий. Я там был лишь участником и модератором, поэтому перечень событий может сильно отличаться от моего итогового Дайджеста 2010. Мы принципиально называли и аргументировали только то, что на взгляд каждого из нас может оказать наиболее существенное влияние на ситуацию на мировом и российском автомобильном рынке.

Не думаю, что стоит рейтинговать тренды. Те, кто участвовал в обсуждении, могут подтвердить, что каждое из названных событий-явлений интересно своим содержанием, смыслом и трактовкой. Так что стоит относиться к списку, как к ряду развивающихся сюжетов:

  1. Крупные компании (мировые и российские производители) вконец оборзели, избавившись от последних рудиментов законопослушания. Немеряная лоббистская активность при разработке и продвижении тех или иных законодательных инициатив. Засветились Форд, Порше, Тойота, ну и наши быки, естественно.
  2. С другой стороны, случилось знаковое событие — США взяли за жопу Мерседес, случайно (усилиями американского правосудия) всплыли и российские откаты германского рыцарства. Не без помощи Алексея Навального дело удалось не похоронить и оно имеет продолжение. Дело не в том, что случился какой-то бурный успех, а в том что на ворье (МВД, ФСБ, МЧС,…) в конце-концов показали пальцем солидные международные организации, даже прокуратура дернулась было.
  3. Впервые в истории Страны успешно сработал чиновно-министерско-правительственный проект — утилизация. Безо всякого зубоскальства, исключительный респект, даже понимая, что минпромторг не изобрел колеса. Все это давно существует и успешно работает на всех развитых рынках.
  4. Событием стал ряд событий, связанных с ВАЗом, которые говорят о том, что реформы, начатые Комаровым начали со скрипом осуществляться и давать первые результаты (качество, поставки, реализация, новые модели, лоукост, акции…)
  5. Стал значимым для производителей ценовой сегмент 350-500 рублей, там началась рубка между рядом производителей, подготовивших именно для этого сегмента свои народные автомобили.
  6. Прошумел ряд ярких автомобильных проектов, близких к фейку. Или пиар-компании (Йобиль, Мараша, концепты НАМИ, ЗИЛ-членовоз). Мы с Астаповым разошлись лишь в оценке Йобиль-проекта. Саша считает, что проект — реальная, но обреченная попытка сделать автомобиль. Я же так и считаю проект чисто пиарной «панамой». Будем наблюдать (парадоксально, но обе оценки могут быть справедливыми, смотря что считать «производством автомобиля»)
  7. На вторичном рынке основой парка становятся иномарки, в частности, Форд Фокус.
  8. В кризис произошел и продолжается передел рынка. Продажи, покупка и элеминирование брендов. Значимыми автодержавами стали Китай и Индия
  9. Китайский автопром стал вполне рассматриваемым в качестве производителя реальных машин
  10. Украина имеет все шансы стать национальным игроком на российском рынке
  11. Заканопаченный ввоз приличных автомобилей из Японии, США и из Европы привел наконец к снижению доступности и повышению цен на не очень приличные автомобили (произведенные, или собранные в России), что сильно подхлестнуло вторичный и сервисный рынок.
  12. Покупатели осознали, что жизнь лучшать не будет и стали реже менять автомобили, меньше понтоваться, вести себя рациональнее и тщательно считать деньги (что также способствует увеличению вторичного и сервисного рынка и свободных рынков деталей и расходных материалов)
  13. На рынке (в первую очередь на мировом) все меньше разговоров о монопроизводителях и все больше об альянсах, аутсорсе, партнерствах и контрактных разработках и производстве. Рынок становится единой сетью взаимосвязанных производителей, агентств и поставщиков
  14. Интернет становится реальной средой для коммуникаций, продвижения и реализации продукции и услуг (это касается бизнеса и захватывает государственные ведомства)
  15. В России окончательно сформировались несколько автопроизводственных кластеров. Кроме Поволжского мы теперь видим очень активно формирующийся под Питером и феноменальными темпами возникающий Калужский кластер. В связи с этим мы замечаем, что эти кластеры уже встали перед нехваткой квалифицированных кадров — «люди закончились»…