Вторичный рынок легковых автомобилей

Новый автомобиль после смены владельца пополняет собой вторичный рынок, цена на котором определяется рыночной конъюнктурой. Цепочка смены собственников одного автомобиля заканчивается только при его списании. Возраст, при котором происходит утилизация большей части парка той или иной модели, никем серьезно не исследован.

Рациональное объяснение возраста утилизации автомобиля связано с тем, что эксплуатация старого автомобиля становится неоправданно дорогой. Однако, для таких рациональных расчетов необходимо учитывать стоимость ремонта (в котором стоимость нормочаса – величина рыночная) и стоимость времени, которое владелец проводит либо отгоняя авто в ремонт и забирая оттуда, либо самостоятельно ремонтируя свой автомобиль. До тех пор, пока сервисный ремонт не станет повседневной практикой, а собственное время люди будут считать бесплатным, стоимость владения очень старым автомобилем будет казаться низкой.

 

Территориальное Перераспределение автомобилей на вторичном рынке статистикой ГАИ не учитывается и анализируется гораздо труднее, чем продажи новых автомобилей. Но в целом можно констатировать, что подержанные, устаревшие и более дешевые автомобили «уезжают» на те территории, где доходы потребителей еще не достигли уровня доходов жителей крупных мегаполисов.
Цена автомобиля на вторичном рынке

Рыночная цена автомобиля от момента его выпуска до возраста «утилизации» постепенно падает и периоды жизни автомобиля, как товара, можно условно разделить на: первый год после покупки (при выезде из ворот дилерского центра), когда автомобиль теряет около 20% своей стоимости, далее в течение нескольких лет (2-3 года) автомобиль теряет еще около 15% своей цены ежегодно.


Рис. Кривая убывания стоимости автомобиля.

Следующий период эксплуатации заканчивается наступлением стадии «полураспада», когда уровень износа основных узлов и агрегатов автомобиля приводит к резкому повышению вероятностей поломок, и, соответственно, повышению эксплуатационных расходов.

Срок наступления этого момента индивидуален для каждой модели, но в целом наступает позже для автомобилей с большим запасом прочности (более высоких ценовых сегментов). Это объясняет тот факт, что автомобили более высоких ценовых сегментов, как правило, дольше эксплуатируются, имея больший запас прочности.

Важную роль также играют обеспеченность запасными частями, освоенность ремонтных технологий и престиж марки в целом. Все это влияет на рыночную стоимость автомобиля на вторичном рынке.

Что можно сказать про наиболее известные на вторичном рынке авто, марки-долгожители и быстро уходящие (не удержавшиеся) с рынка.

Вопрос к коллегам: Может ли производитель поддерживать вторичный рынок и заинтересован ли он в этом?