Хипстер-кар или Смена автомобильных предпочтений…

Пост Сергея Славинского маркетолога-ресторатора, эстета и сноба. Продолжение рассуждений после посещения Московского Автосалона о рождении товарной категории «тойкар». Мои здесь только фоты (надеюсь, Сергей простит). Он назвал явление «хипстер-кар»:

Пост скорее про-хипстерский, нежели ориентированный на мое, не побоюсь этого слова, поколение, которое воспитывали все-таки в духе постмодернизма. «Фетишизация» вещей, к которой у меня всегда проявлялась склонность, выражается и в автомобильных пристрастиях. Но новое поколение все больше и больше отходит от «общепринятых социальных ценностей», формат которых родом из 90-х: самоидентификация посредством материальной атрибутики. Мы и сейчас еще играем в эти игры.


Не отходя далеко от автомобильной тематики, растопыренные пальцы, служащие социальным лифтом, теперь не в моде — поэтому идентификация происходит другими способами: езда по встречке или тротуару, резкие старты со светофоров, открытые окна с громкой музыкой. При этом истинные постмодернисты придерживаются традиционной для 90-х культуры вождения вне зависимости от размеров автомобиля, престижности марки или степени тонировки стекол. Но непререкаемым авторитетом, который они никогда не подрежут останется автомобиль классом выше собственного, а три одинаковых цифры или три заветных буквы (предмет собственного вожделения), делают их на дороге нежнее и ласковее немецкой бабушки, направляющейся в кирхе на субботнюю службу.

Нет-нет, я вовсе не путаю хамство на дорогах с общественным самосознанием. Ведь это следствие той самой фетишизации, от которой автомобилисты Лондона мучаются не меньше, чем в Москве или Петербурге. Большая и мощная машина, разгоняющаяся до сотни не более чем за 6 секунд — это до сих пор мечта для многих автолюбителей. Красный Ferrari для многих все еще сексуальнее Мерлин Монро. Но предпочтения меняются, а драйверами изменений является как раз обеспеченная молодежь. Те самые хипстеры — молодые люди и девушки в очках RayBan, в лоферах, растянутых майках и с прическами в стиле гитлерюгенд — слегка небрежные, определить социальный статус которых представляется возможным лишь человеку, хорошо знакомому с модными трендами и рынком аксессуаров.

И именно они определяют, на чем будет ездить (а скорее — мечтать) молодежь. И это не Ferrari, Bentley и Porsche — отличающиеся драматичным динамизмом. Мощность, динамика, размер — определяющие факторы дрим-кара, потихоньку уходят в небытие. На первый план выходит совместимость с iPad и прикольный дизайн, технологии и фан. Посмотрите на все новинки, ориентированные на обеспеченную молодежную аудиторию «30-«. Из них самая драйверская — это Mini и Range Rover Evoque — двигатели которых почти выходят за двухлитровый объем а мощность не измеряется тремя сотнями лошадиных сил. А если взять Fiat 500, Lexus CT200, Audi A1 или новый VW Beetle? Ведь именно они стали первенцами в совершенно новой автомобильной формации, где Mitsubishi i-MIEV или Nissan Leaf выглядят куда более предпочтительной покупкой, чем маленькое купе от немецкой тройки. Именно потому, что бензиновое купе это в чистом виде и конформизм и постмодернизм. А забавный гаджет, где дизайн и индивидуальность куда важнее технических характеристик — и есть «свежий дух», которому следуют и новая Lancia Ypsilon, и Citroen со своей линейкой DS, о которой я писал совсем недавно.

В 2008 году, как раз в разгар финансового кризиса, я одно время жил неподалеку от автосалона Lamborgini в South Kensington — одном из самых респектабельных районов Лондона. И как же тускло и безжизненно было среди суперкаров в этом шоу-руме, по сравнению со светлым, ярким и жизнерадостным салоном Fiat 500 в квартале от Оксфорд-стрит. Вся фишка в том, что чопорный Лондон с удовольствием пересел в «драйв энд фан» — и рассекал по Белгравиа в светло-зелененьких «чиквиченто» с бежевым салоном с удовольстием не меньшим, чем от Aston Martin. Последний, кстати, вовремя подсуетился, выпустив Cygnet на базе Toyota iQ с российским ценником в 2 млн. рублей. Истинно хипстерское авто.

Но мы отвлеклись. Сейчас в мире происходят очень интересные вещи. Хипстеры или кризис — не важно что послужило катализатором. Но все четче и четче вырисовывются новые предпочтения на рынке автомобилей. Не только мода и кризис, но и борьба за экологию сделала свое дело. Точнее, она нашла поддержку в нужных кругах и по-тихоньку не только голливудские звезды, а целое поколение начало отворачиваться от черных бизнес-седанов и красных спорткаров с ураганной динамикой и отточенной управляемостью в сторону забавных гаджетов для перемещения по пробкам — пусть даже с двухмиллионной или около ценой. Динамика и управление — отходят на второй план (премиальный Lexus, разгоняющийся до сотни за 11 секунд еще 5 лет назад был бы нонсенсом), ценными становятся высокие технологии, качество отделки и прикольность образа. То-то же японцы решились на продажи в Европе самого настоящего анти-автомобиля (или авто для тех, кто терпеть не может машины) — Nissan Cube.

И пока автожурналисты с упоением рассказывают о прохождении связки поворотов на очередном тест-драйве монстроподобного внедорожника, в душе многие мечтают о маленьком автомобиле с качеством отделки и инновационными примочками от автомобилей класса F, но с литровым двигателем и гибридным приводом. Чтобы условно-бесплатно стоять в пробках с комфортом, не меньшим чем в представительском лимузине, а парковаться — в любом месте. И такие мечты — все ближе и ближе. Эра автомобильного постмодернизма заканчивается. А субкультура — в меру аполитичная, экологичная и гаджето-ориентированная, по-тихоньку становится мейнстримом. Ну и славно :-)

Источник: http://slavinsky.livejournal.com/150261.html?view=3683317#t3683317